Анализ картины Эдгара Дега Абсент - Эдгар Дега
Анализ картины Эдгара Дега Абсент

Анализ картины Эдгара Дега Абсент

Картина «Абсент» была написала французским художником — натуралистом Эдгаром Дега в 1876 году. Полотно выполнено маслом в жанре реализма, граничащего с натурализмом, и изображает сцену из быта французского кафе: женская и мужская фигуры, сидящие за столом.

Эдгар Дега, находясь в постоянном поиске своего художественного «голоса», создавал картину «Абсент» из обыденного, распространенного сюжета: кафе залито утренним, тусклым светом. Женщина — актриса Эллен Андре — в свободной позе сидит за столом рядом со своим спутником — художником Марселеном Дебутеном. По сюжету они незнакомы, хотя и создается впечатление мимолётного узнавания: их фигуры соприкасаются.

Легкими мазками Дега передал общее состояние мужчины: покрасневшие глаза, одутловатость лица — все это говорит о бурно проведенной ночи. Женщина рядом с ним застыла в позе обреченности: расслабленные ноги, ссутуленные плечи, общая усталость фигуры. Перед ней — бокал с абсентом, справа расположен графин с водой. Вся композиция картины смещена вправо от центра, это создает эффект присутствия и движение: будто кадр старой кинопленки, показанный в самом конце фильма, смазан и нечеток.

Неизбывность, отрешённость взгляда женщины, уже полупьяной и одурманенной алкогольным напитком, абсолютное безразличие к ней мужчины оставляют горькое послевкусие. И, казалось бы, обычная сцена в кафе «Новые Афины» превращается в загадочный инструмент психологического давления: Дега мастерски пользуется светом, позой, взглядами, составляя реалистичную, но расплывчатую картинку безысходного «одиночества в толпе». Техника наложения масла и нечеткие мазки, работа с цветом, более похожая на импрессионизм, нежели чем на натурализм, дают понять, насколько сильное влияние на художника имело знакомство с легендарным Мане.

Изначально картина не снискала одобрения, а также была дважды переименована: от «Эскиз французского кафе», к «Люди в кафе» и до лаконичного «Абсент».
Картина выставляется в Музее Орсе.

Дега не случайно ухватился за тему, которая была у всех «на слуху» в Европе того времени. И хотя, многие талантливые мастера, современники художника написали десятки картин об этом «биче» современности, у Дега получилось, как впрочем и всегда, нечто уникальное. У Дега — это прежде всего непредсказуемая, нестандартная, даже, если хотите, «хулиганская» композиция. Кажется, что в ней нет ни центра, ни края, ни начала ни конца. Это один большой, подсмотренный и «вырванный» из увиденного фрагмент, казалось бы, на первый взгляд, случайного сюжета.

Сидящий справа мужчина (Марселен Дебутен – друг и коллега художника) никак не связан по сюжету с дамой справа от него (популярной в то время актрисой Эллен Андре). Перед дамой – наполненный бокал с абсентом, и, судя по всему, уже не первый. Да, дама пьяна и безразлична к происходящему, взгляд остановился, плечи опущены, носки изящных туфелек «расползлись» в стороны и оторваны от земли.

Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза неумолимо твердят о «тяжёлой ночи».

Может эти «парящие» в воздухе столики, написанные без ножек и скатертей или нетронутые сосуды с напитками, или эти грубые, резкие тени за спинами у дамы и господина с трубкой, как будто это не тени вовсе, а два незнакомца, сидящие за соседним столиком и одновременно находящиеся в «зазеркалье». Ведь Дега нарочно не прорисовал падающие от людей тени на тонкой кромке спинки лавки, чтобы отделить эти «призраки-тени» и противопоставить их видимой реальности.

Перед нами картина-загадка, не вполне типичная для автора. Как будто это искажённая абсентом реальность. Не потому ли автор, после стольких лет размышлений, переименовал картину из «Эскиз французского кафе» в «Люди в кафе», и, наконец, в известный нам «Абсент»?

Сначала она называлась достаточно просто «Люди в кафе». Мы видим изрядно выпившую женщину и определенно трезвого мужчину, которые устроились за столиком. Это друг Дега и популярная актриса. Она была всегда элегантна. Но перед нами предстает абсолютно простая женщина.

Прямо перед ней бокал, в который налит абсент. Заметно, что их было выпито уже немало. Женщина слегка вытянула вперед ноги, безвольно опустила плечи. Она безразлична ко всему. Глаза мужчины полностью налиты кровью.

Прямо перед ним бокал, в который налито чудодейственное средство, помогающее от похмельного состояния – мазагран. Все происходит утром. Рядом мы видим графин, в который налита вода. Абсент разбавляли именно ею. Зритель видит газеты. Они специально предлагаются для тех, кто приходит в кафе. За сидящей парой видно зеркало. Дега специально его обрезал. Все дело в том, что для него была характерна определенная фотографическая манера. Можно увидеть в нем окно. Через него в помещение проникает свет зарождающегося утра.

Если мужчина смотрит в сторону, то взгляд женщины направлен строго перед собой. Ей совершенно все безразлично. Дега нарочито сместил фигуры, придав картине некую мимолетность. Художник хотел ярко продемонстрировать, что человек в современном ему Париже становится все более изолированным. Композиция совершенно непредсказуемая и даже слегка хулиганская. Многие живописцы посвящали свои картины этой теме, но у Дега получилось нечто особенное.

Это настоящая картина-тайна, которая не столь характерна для Дега. Складывается впечатление, что абсент попросту исказил всю реальность. Он изменил ее до неузнаваемости. Неслучайно автор решил переименовать картину, назвав ее именно «Абсент».