Анализ картины Эдгара Дега Урок танца - Эдгар Дега
Анализ картины Эдгара Дега Урок танца

Анализ картины Эдгара Дега Урок танца

Величайший мастер импрессионизма Эдгар Дега в основном специализировался на изображении балерин и танцовщиц. Художник не скрывал, что его вдохновляла не только легкость и грация юных девушек, которые впоследствии стали главными героинями его творчества, но и сам танец, а также долгие репетиции и жизнь за занавесом.

В своей картине “Урок танца” Дега показывает жизнь за кулисами юной танцовщицы. Под звуки скрипки стройная девушка в пачке и пуантах репетирует танец: она оттачивает свою партию стоя у станка. Ее лицо полно усталости и изнеможения.

Зритель видит, насколько грустные у нее глаза, да и сама девушка отличается от всем известного стандарта красоты балерин.

Грубые черты лица, объемные уши и подбородок – такой видит молодую танцовщицу Эдгар Дега. Он сравнивает ее с маленькими, только недавно вылупившимся из яйца лебеденком. Однако, чтобы стать прекрасной птицей, ей приходится много и усердно трудится, что и показывает творец в картине “Урок танца”.

Ее немного запачкавшаяся юбка отражает трудолюбие и усердие, старание, с которым она медленно, но верно идет по карьерной лестнице вверх.

Стоит уделить особое внимание персонажу скрипача. Мужчина в возрасте, который повидал жизнь, отрешенно, немного лениво играет аккомпаниальную партию для девушки. Его взгляд потух, а фигура расслаблена. Кажется, что он витает где-то в облаках; он далек от этого жестокого мира сцены.

“Урок танца” – это типичная пастель Дега в присущем ему восхитительным импрессионизме и немного блеклой палитре. Яркий контраст между балериной и скрипачом показывает разницу поколений: темный старый музыкант и светлая, только начинающая познавать жизнь балерина.

Легкие танцевальные движения, тихая музыка и прекрасное полотно вкупе создают шедевр импрессионистского движения, где Эдгар Дега со своими творческими способностями играет одну из ведущих мировых ролей.

Изящество, красота и утончённость – вот что сквозит во всех картинах Эдгара Дега, посвящённых балету. Мастер живописи писал балерин в разной технике, и всему видно – он всегда был очарован пластикой юных танцовщиц. И в то же время очень хорошо понимал, какой это тяжёлый труд – достичь вершин мастерства в таком искусстве, как балет.

Сколько приходится повторять бесчисленных упражнений, выслушивать поучений от учителей, порой даже злобных, переходить грань полного изнеможения, пока, наконец, не рождается танец, с которым можно выйти на публику.

Именно такие радостные картины, написанные маслом и пастелью, мы видим в творчестве Дега – там юные прелестницы, облачённые в воздушные пачки, прекрасны, но если присмотреться, то на лицах иногда видны следы усталости.

Гораздо больше всех этих, далеко на «парадных», эмоций можно увидеть на полотнах, описывающих закулисную жизнь балерин. Отдыхают ли они, облачаются в свои нарядные пачки, позируют ли перед зеркалом или перед фотографом, эти персонажи всегда жизненны.

И так же органично выглядит занимающаяся у станка девочка на картине «Урок танца». Точнее – на одной из картин с таким названием. Сначала кажется удивительным, что молодая танцовщица – не красавица, у неё даже слегка заострённые ушки, как у эльфов, несколько тяжеловат подбородок.

Скорее всего, перед нами – пока не оформившийся подросток, «гадкий утёнок», который скоро, очень скоро станет прекрасным лебедем, ну а пока – череда утомительных занятий, которые скрашивает аккомпаниатор, играющий на скрипке.

Кажется, он мечтает, думает о чём-то своём, он как бы и присутствует, но мысли его далеко отсюда – там, куда увлекла его мелодия, которую он продолжает выводить смычком по струнам. Девочке эта задумчивость передаётся, она словно машинально повторяет свои экзерсисы, а сама неотрывно следит за скрипачом, пытаясь разгадать, в какие дали позвала его мелодия.

Пастель «Урок танца» Дега – это настоящий сплав трёх видов искусства: музыки, танца и живописи.