Анализ картины Эдгара Дега Танцевальный класс - Эдгар Дега
Анализ картины Эдгара Дега Танцевальный класс

Анализ картины Эдгара Дега Танцевальный класс

Знаменитое полотно художника-импрессиониста Эдгара Дега «Танцевальный класс» стало одним из узнаваемых и популярных среди работ живописца. Работы творца были посвящены театру, балету, операм. Не только представления запечатлены кистью мастера, но и жизнь, бурлившая за кулисами.

«Танцевальный класс» создан был по заказу коллекционера Жана-Батиста Форе. Интервал написания работы варьируется с 1871 до 1874 годов.

Живописец запечатлел на своем холсте окончание урока и начало перерыва. Некоторые девушки еще повторяют урок под наблюдением учителя, другие же смотрят в окно, а на лицах многих выражается усталость и измождённость от тяжелого труда. Балерины расслаблены и поудобнее садятся, выказывая свою утомленность. В центре стоит известный балетмейстер Жюль Перро, обучающий молодых балерин в Парижской опере.

Особое внимание Дега уделял пространству и интерьеру, но именно дощатый пол создавал иллюзию нескончаемого полотна, ведь пол прорисован в перспективе, что дает продолжение пространству.

Возле ног одной из танцовщиц можно заметить собачку, которая уверенно чувствует себя на репетиции. Сами балерины одеты в белые платья, на поясах которых имеется лента, завязанная на бант сзади. Это украшение подчеркивало бледность кожи, добавляя аристократичность. С другой стороны, оно служило данью популярному стилю неорококо.

Немаловажную роль играет ракурс картины. Дега не был заинтересован тем, чтобы показать танцовщиц в лучшем свете, будто фей парящих над полом. Из-за этого картина кажется фотографией, на которой запечатлен важный момент урока, даже края срезаны на полотне так, как делают фотографы, чтобы сфокусировать взор на солистках.

Работая над циклами картин связанных с балетом, Дега изображает на своих холстах не только грацию и красоту балерин, но и другую сторону искусства, которая скрыта от глаз зрителя. Живописец создает образы изящных девушек в несколько ином свете. Именно за эту обратную сторону балета художника называют «очернителем» и пессимистом, вступившим в конфликт с официальной живописью.

«Танцевальный класс» – одна из самых известных работ Эдгара Дега. Художник много писал артистический мир, изображая на своих картинах актеров, певцов оперы и танцовщиц. Закулисье вдохновляло автора; он часто посещал Парижскую Оперу, ища сюжеты для будущих картин. В конце концов он стал за сценой «своим» человеком. Волшебная страна, расположенная «по ту сторону занавеса», для большинства зрителей является сферой совершенно незнакомой; Дега показывал простому человеку, чем живет богемный мир – показывал с любовью, но отчасти и с сарказмом.

Балерины – основная и наиболее часто встречающаяся на картинах Дега тема. С одной стороны, художник восхищен балетом и создаваемыми на сцене образами; с другой стороны, к героиням своих работ он относится иронично. Живописец увидел балет с совершенно новой точки зрения.

Картину «Танцевальный класс» автор писал не один год. Для этого он посещал уроки легендарного балетмейстера Перро – учитель занимает центр картины. За плечами мастера – годы, полные торжества и побед, длинная жизнь, наполненная поездками в разные страны и блестящими постановками для лучших танцовщиц современности. Перро немолод, он опирается на палку; но по-прежнему энергичен и полон идей.

На картине – последние минуты урока. Юные феи балета сбросили напряжение, расслабились; лишь некоторые из них спешат напоследок повторить нужные па. Другие нимфы уже поникли, опустили головы и сгорбили плечи – усталость дает знать о себе. В позах девочек нет ничего возвышенного или пафосного; девушка на переднем плане с удовольствием чешет спину, ее подруги в глубине зала поправляют платья, считая минуты до того мига, когда можно будет, наконец, переодеться. Удивителен контраст легких белых пачек, напоминающих о волшебстве балета, и обыденных выражений лиц героинь.

Художник подробно прописал дощатый пол зала. Дега – один из тех редких авторов, который придавал равное значение как героям своих художественных произведений и крупным, значимым деталям, так и мелочам – полу, стенам, заднему плану.