К тем же годам, когда Д. Г. Левицкий в апогее своего творческого подъема работал над изображениями смолянок, относятся первые из дошедших до нас опыты мастера в жанре камерного портрета. Наиболее ранним из них является портрет Дени Дидро, написанный в 1773-1774 годах во время приезда знаменитого французского философа в Россию по приглашению Екатерины II. Портрет, очевидно, писался в доме князя С. Н. Нарышкина в Петербурге, где почетный гость жил в течение всего своего визита в северную столицу.
Князь Нарышкин, надо полагать, и познакомил Левицкого с Дидро. В настоящее время портрет находится в музее города Женевы в Швейцарии. Левицкий не льстил прославленному энциклопедисту, точно подмечая недостатки его внешности. Дидро изображен по-домашнему — в халате и без парика. Лицо взято крупным планом и приближено к зрителю.
Пастозными мазками вылеплен высокий лоб мыслителя, его живые глаза, крупный нос и выступающий вперед подбородок. Кажется, что портретируемый сосредоточен на какой-то напряженной мысли и отрешен от окружающего. Мы не знаем, какие беседы во время сеансов вели художник и его модель. Неизвестно, владел ли Левицкий французским языком настолько, чтобы понять своего иностранного собеседника.
Читал ли русский мастер сочинения Дидро в оригинале или в русском переводе? Так или иначе, очевидно, что портрет отразил восхищение художника перед великим философом-просветителем XVIII столетия.
Сам Дидро скептически относился к своим изображениям и подчас едко их высмеивал. Теоретик искусства, он понимал всю сложность создания портрета, адекватного изображения личности. «В течение дня, — писал Дидро, — я имел сто разных физиономий. У меня лицо, которое обманывает художника». То обстоятельство, однако, что Дидро при жизни хранил портрет у себя и завещал его своей семье, свидетельствует об одобрении им работы Левицкого.
С этой оценкой нельзя не считаться, так как Дидро являлся выдающимся знатоком и теоретиком искусства, одним из основоположников новой эстетики. Сам факт знакомства Левицкого с французским просветителем интересен тем, что еще раз указывает на тот круг людей, в котором вращался художник и который был ему интересен.
Дидро Дени, французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Раннee философскoе сочинениe -«Философские мысли», 1746, сожженo по решению французского парламента.
Одна из первых опубликованных им философских работ «Письмо о слепых в назидание зрячим» стоила ему тюремного заключения. Писателя обвиняли в том, что он проповедует материализм и атеизм. Но невзгоды начались еще раньше, с конфликта в семье, в итоге чего Дидро вынужден был уйти из дому: его отец, ремесленник, известный в городе мастер по изготовлению ножей, не мог простить сыну, который изменял такой прекрасной профессии и стремился к наукам, да еще таким пустым и ненужным, как философия.
По выходе из тюрьмы Дидро стал редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» . Вместе с другими просветителями он сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядками и религиозной идеологией.
Несмотря на преследования реакции, Дидро довел издание Энциклопедии до конца. В 1773-74 Дидро по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить ее к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ. Дидро пробыл в Петербурге полгода — с октября 1773 по март 1774 года. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук и почетным членом Академии художеств.
Екатерина II еще в 1765 году купила личную библиотеку Дидро, при этом назначила его библиотекарем и выплатила жалованье за 50 лет вперед. Она даже предлагала ему перенести в Петербург издание «Энциклопедии». Но советы и планы Дидро императрица, конечно, отвергла.
Несмотря на то, что камерный портрет являлся начальным опытом художника, колорит полотна поражает изысканностью. Теплые охристые тона одежды смягчают суровость Дидро, тщательно выписана фактура материала: атлас переливается достаточно натурально. Все детали, каждая складочка халата и белоснежной рубашки подчеркнуты с мастерством, достойным таланта. На лице выделяются живостью и блеском глубокие серьезные темно-карие глаза, доброжелательно смотрящие на мир. Левицкому удалось уловить и передать главное в характере и внешности великого мыслителя. На портрете воспроизведено почтение живописца к личности великого французского просветителя.
Она писала после отъезда философа, что, следуя его советам, ей пришлось бы все перевернуть в своем государстве.