Анализ картины Диего Веласкеса Венера с зеркалом - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Венера с зеркалом

Анализ картины Диего Веласкеса Венера с зеркалом

Представленная работа — единственная картина Диего Веласкеса, на которой запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям. Однако в королевской коллекции было много подобных произведений на мифологические сюжеты, например Тициана и других художников эпохи Возрождения. По документам известно, что Веласкес написал еще несколько похожих полотен, но они не сохранились.

Венера, богиня любви, была самой прекрасной богиней античного мира и считалась персонификацией женской красоты. Живописец показал ее с сыном Купидоном. Он держит зеркало так, чтобы она могла видеть и себя, и того, кто ее созерцает. Этот прием за сто лет до Веласкеса изобрел Тициан специально для изображения богини («Венера с зеркалом», 1550-е, Национальная галерея искусства, Вашингтон), она тоже представлена с Купидоном.

Впервые картина упоминается в 1651 как хранящаяся в коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Этот статус позволял ему заказывать подобные полотна, не опасаясь преследований инквизиции. В доме маркиза работа висела вместе с венецианской картиной XVI века, изображавшей обнаженную нимфу. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.

Картина «Венера перед зеркалом» имеет и другие названия

Произведение известно под названиями «Туалет Венеры» и «Венера И Купидон». В Национальную галерею в Лондоне оно попало в 1906 из английского поместья Рокеби — Парк в графстве Йоркшир, поэтому получило еще одно название — «Венера из Рокеби». Специалисты Галереи считают, что Купидон и лицо Венеры в зеркале были переписаны в XVIII веке.

Невероятную картину Венера с зеркалом, Диего Веласкес написал с явно выраженным эротическим подтекстом. Никогда ранее, да и после, художник не создавал подобных работ. Именно поэтому искусствоведы считают, что картина занимала в творчестве Диего Веласкеса особое место.

История написания картины

«Венера с зеркалом» — уникальная картина, написанная Диего Веласкесом. Полотно вызвало небывалый интерес не только у зрителя того времени, но и у современных зрителей и искусствоведов.

Характеристики картины «Венера с зеркалом»:

Картина была написана около 1647-1650 годов в Италии.
Диего Веласкес выполнил картину на холсте масляными красками.
Сегодня полотно «Венера с зеркалом» располагается в Лондонской Национальной галерее.

Картина обрела не самую лучшую славу. Во-первых, на холсте перед зеркалом располагается обнаженная девушка. Во-вторых, творение обладало множеством темных слухов, поэтому полотно «Венера с зеркалом» длительное время меняла своих обладателей. Ходят слухи, что первый владелец картины – мадридский купец – после ее приобретения потерял свою коммерческую удачу: весь товар, который он переправлял по морю, был утерян. Другой владелец также столкнулся с несчастьем: его торговые лавки в один миг сгорели.

Тайны картины

Несомненно, особый интерес у зрителя вызывает личность модели, расположившейся перед зеркалом, с которой писалась картина. Тем не менее, Диего Веласкес оказался предусмотрительным и сделал черты лица героини едва заметными, поэтому никто не может определить личность модели.

Тем не менее, в 1983 году был обнаружен документ, свидетельствующий, что в годы написания картины Диего Веласкес имел внебрачную связь с итальянской художницей Фламинией Трива. В результате внебрачной связи женщина родила от мастера ребенка – Антонио. Однако мальчик родился уже после того, как Диего Веласкес покинул территорию талии. Большинство искусствоведов считает, что именно красота Фламинии Трива воспета на холсте «Венера с зеркалом», расположившейся перед зеркалом.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, а умер 6 августа 1660 года в Мадриде. Мастер был придворным живописцем при короле Филиппе IV. Диего Веласкес выступал в качестве представителя искусства Испании золотого периода и стал одним из самых известных и великих испанских творцов.

Прославился мастер уникальными портретами жителей дворца, а также групповым портретом «Менины». После себя художник оставил лишь одно полотно с изображенной обнаженной женской натурой – богиней любви и красоты.

Интересные факты из жизни Диего Веласкеса:

Будучи художником при короле, мастер получил высокую должность – хранителя королевской двери, а после стал гофмаршалом.

Диего Веласкес стал предшественником таких известных художников, как Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.

Спустя год после кончины художника, ему присвоили титул рыцаря ордена Сант-Яго.

Первые картины творца были выполнены в качестве бытовых сцен, где просвечивается воздействие караваджизма – подчеркнутого реализма с контрастным освещением переднего плана.

Перемещение к ярким оттенкам Диего Веласкес достиг благодаря влиянию работ Веччелио Тициана и Паоло Веронезе.

Описание полотна

Диего Веласкес на своем полотне «Венера с зеркалом» размером 122х177 см изобразил обнаженную натуру девушки, передавая мифологическую тему. Тем не менее, Священная Инквизиция и Церковь не особо приветствовали такой стиль написания, но «Венера с зеркалом» все же сумела дойти до наших дней.

Обнаженная героиня была замечена зрителем во время приема туалета. На картине «Венера с зеркалом» мы также видим сына богини – Купидона, который держит трюмо. Стоит отметить, что Купидон изображен на картине «Венера с зеркалом» только из-за запрета написания обнаженных девушек. Поскольку Диего Веласкес знал о запрете, он обошел инкизиционную цензуру, добавив образ Купидона.

Перед зеркалом располагается молодая женщина, чье лицо размыто в отражении. Богиня работы «Венера с зеркалом» олицетворяет красоту, любовь и женственность. В ее образе соединяются облики всех женщин, поэтому она кажется столь притягательной для каждого зрителя.

Диего Веласкес в работе «Венера с зеркалом» использовал холодные краски: насыщенный серо-синий, белый и алый оттенки. Такие краски позволили оттенить облик кожи и придал ему большей нежности и бархатистости. Помимо того, художник позволяет зрителю попробовать протянуть руку и прикоснуться к героине, ощущая ее тепло. Однако такие действия позволяют понять, насколько она недоступна и совершенна на Олимпе.

Полотно «Венера с зеркалом» написано во времени поездки Диего Веласкеса в Италию, где он повышал свое мастерство. После, по приказу испанского короля Филиппа IV, Диего Веласкес отправился вновь в Италию, чтобы закупить новинки для королевской коллекции живописи. Именно во второй поездке и была написана картина «Венера с зеркалом».

По мнению искусствоведов, творец «Венеры с зеркалом» постарался нарушить устои того времени – непризнание стиля ню. Помимо того, художник старался внедрить его в жизнь искусства. Однако, не придерживаясь инквизиционной цензуры, картины не имели права на жизнь. Поэтому Диего Веласкесу пришлось дополнить «Венера с зеркалом» Купидоном, который символизировал божественного персонажа и не позволил уничтожить полотно, а также скрыть лицо модели, расположившейся перед зеркалом.

В период жизни художника Диего Веласкеса испанская инквизиция имела большое влияние не только на жизнь и нравы людей, но и на их творчество. В те времена изображения обнаженных тел были под строгим запретом.

Художника, нарисовавшего портрет нагого человека, могли отправить в ссылку, лишить церковного покровительства, а его картину сжечь или перекрасить. Как и многие другие творческие люди, Веласкес не стал придерживаться строгих рамок, установленных властью, и создал свое единственное в этом роде творение «Венера перед зеркалом».

В античной мифологии богиня Венера олицетворяла символ любви, а также возвышенной и прекрасной красоты женщины. На этом полотне она изображена возлежащей на тонких струящихся покрывалах. Она развернута к зрителям спиной, колени ее полусогнуты. В старинные времена Венеру нередко изображали именно в таком ракурсе. Художник сконцентрировал внимание смотрящих на красоте женского тела, умышленно избежав роскошества драпировок и исключив украшения, такие как цветы и драгоценности.

Второй персонаж картины — Купидон, сын богини. Вместо лука со стрелой, с которыми, по обыкновению, его изображают, ребенок поддерживает зеркало, развернутое к матери. В отражении можно рассмотреть нечеткие черты лица Винеры, встретиться глазами с ее взглядом. Веласкес нарочно изображает ее отражение неправильным, более крупным, чем оно должно быть.

Складки на простынях повторяют контуры фигуры римской богини. Таким образом, художник подчеркивает ее мягкость и пышность форм. Основные цвета фоновой композиции довольно просты — это белый, красный и серый, но критикам пришлась по вкусу такая гамма.

Стесненный церковными догмами Веласкес не мог выложить свою картину на всеобщее обозрение. Поэтому долгое время она была замечена только в узких кругах. Лишь в 19 веке ее перевезли в Англию, и по сей день она храниться в национальной галерее Лондона.