Портрет был написан известным испанским художником Диего Веласкесом в 1650 году во время его поездки в Рим, куда художник оправился по поручению короля. Он ездил выбирать картины и скульптуры для академии живописи в Милане.
Во время своей поездки художник познакомился с папой Иннокентием X, который и заказал ему свой портрет. О папе шла дурная молва, как о человеке жестоком и корыстном, а внешне на приемах он так и выглядел.
Но однажды мастеру случайно удалось увидеть папу, когда он находился в одиночестве и не думал, что кто-то наблюдает за ним. Художник поразился переменами, которые увидел на лице Иннокентия X. В человеке, обладающем столь высокой властью и силой, он увидел обычного встревоженного и задумчивого старца.
Художник старался показать на картине настоящего папу, без маски и притворства. Говорят, что папа, увидев картину, нахмурился и сказал — «Слишком правдиво!» Но, несмотря на то, что картина ему не очень понравилась, он щедро заплатил художнику за его труды.
На картине папа восседает на своем троне в традиционном папском одеянии. Палитра полотна выдержана в двух цветах — темно-красный и белый. Художник настолько мастерски передал яркие переливы тканей, что картина выглядит сочной и яркой, несмотря на монохромность.
Изящность и тонкость линий картины вызывает восхищение и признание зрителя. Атласная алая накидка привлекает внимание своим сиянием и переливами оттенков. Ткань написана с таким реализмом, даже на расстоянии ощущается глянец натурального дорогого материала.
Тонкие кружевные рукава и строгие белоснежные парчовые юбки папской одежды резко контрастируют с бледным худым лицом понтифика. Его взгляд пронизывает, в нем ощущается сила и в то же время настороженность. Кажется, что от зрителя он ожидает какой-то беды или подвоха.
Несмотря на то, что цвет сутаны, стен и трона выполнен в одинаковых красных тонах, на картине эти цвета не сливаются, картина отличается четкостью и ясностью всех фактур. Этот портрет многие годы служил образцом для учеников, которые, копируя и бесконечно перерисовывая его, учились и постигали умения использовать цвета и палитру.
Картина была создана в момент посещения великим испанским художником Италии, бывшей тогда «законодательницей мод» в области искусств и славившейся как родина самых крупных и талантливых мастеров того времени.
Папа Иннокентий X считался человеком жестоким, жадным и не слишком разборчивым в своих действиях. Но история этого полотна гласит, что мастер однажды, случайно, увидел истинное лицо папы, когда тот считал, что его никто не видит. Художник был поражен разительными переменами в облике этого человека, обличенного непомерной властью — он был обычным, встревоженным и напряженно о чем-то думающем, таким же, как и все остальные люди.
Этот принцип мастер положил в основу своего полотна. Известно, что при взгляде на законченную картину папа с неудовольствием произнес «Слишком правдиво!», но богато наградил художника за его работу.
Действительно, картина впечатляет своим мастерством и внутренней силой. Это простой портрет, на котором папа изображен сидящим на троне в классическом одеянии римских пап. Цветовая гамма картины построена в основном на сочетании двух цветов — красного и белого. Но мастеру настолько хорошо удалось передать саму фактуру материалов, что картина совсем не кажется скучной или монохромной. Напротив, она гармонична и даже в чем-то изящна.
Первое, что привлекает внимание, это сияние красного атласа на верхней части папского одеяния. Выглядит ткань настолько реалистично, что буквально ощущаешь гладкость дорогого натурального шелка. Матовые белые кружева резко контрастируют с простоватым и достаточно грубым лицом понтифика. Его взгляд настороженно направлен в сторону зрителя, словно он ждет какого-то подвоха или неприятного комментария.
Благодаря исключительно точной передаче фактур, красный цвет одежды не теряется на фоне красной же бархатной обивки трона и фона картины, тоже выполненной в приглушенных красновато-бордовых тонах. Этот портрет десятилетиями служил образцом для копирования учащимися, которые стремились постичь основы метода создания реалистичного портрета.
В середине своего творческого периода Веласкес посещает столицу Италии, чтобы прикупить местных статуй и картин, а также снять слепки для дальнейшей работы в родной стране. Именно тогда он случайно увидел папу римского Иннокентия X.
Как профессиональный художник в своей картине Веласкес смог изобразить все: красные стены комнаты, внутри которой стоит тяжелый позолоченный трон, а над ним растелился красный балдахин. На троне – 76-летний Иннокентия X. Его имя вселяло страх, это он отдавал приказы сжечь на костре инквизиции еретиков, позволяющих себе восставать против заповедей, не позволяющих человеку рассуждать.
На картине Веласкес запечатлел папу римского так, что не один зритель не в силах оторвать от него взгляда. Белоснежные одеяния, обрамленные тонким и изящным кружевом, могли вызвать зависть любого тогдашнего приверженца моды. Поверх рясы накинута бордовая сутана, укутавшая плечи и руки папы. На голове у него возвышается яркая скуфья.
Особенно сильно художник смог передать лицо папы римского. Оно будто бы бледно-серое из-за контрастирующих красных тонов. Рот достаточно широкий, однако губы весьма тонкие. Лицо обрамляет не густая бородка и усы. Нос достаточно крупный. Немного опущенный к низу. А глаза совсем не как у старика. Они небольшие, светло-голубые, но очень выразительные. Взгляд Иннокентия X практически пронзает читателя. Старческие руки, украшенные многочисленными перстнями, опущены на поручни кресла.
Веласкес пытался уйти от традиционных правил и условностей, касающихся изображений римских пап. Многие мастера, не однократно изображавшие пап, не решились нарушить установленные каноны. Однако Веласкес перешагнул через это, пытаясь запечатлеть не только внешность, но и внутреннее состояние папы римского.