Художник короля Филиппа IV создал целую галерею лиц 17 века: королей, принцесс и священников.
Диего Веласкеса называли зеркалом жизни. Право изображать короля и его семью принадлежало только Веласкесу. Популярность живописца достигла того, что многие считали необходимым иметь портрет его работы
Автопортрет, написанный в 1645 году после возвращения из Италии, где Веласкес изучал античную живопись и скульптуру, копировал картины Микеланджело. В то время живописец был назначенным на должность камердинера короля.
Чувство реальности не покидает смотрящего на автопортрет Веласкеса и усиливается устремленным на зрителя взглядом художника. Он кажется напряженным, лицо еще молодо, но в глазах нет блеска, его костюм выглядит элегантным и простым. В облике ничего не выдает в нем художника. На нем одежда придворного, а в движении головы и взгляда – спокойное достоинство.
Мастер таким представлял себя и хотел предстать перед грядущими поколениями – гордым и востребованным живописцем без тени униженности и подобострастия. Белый воротник, который виднеется наверху камзола, несколько оживляет строгость черного одеяния.
Поза выражает желание быть равным знати. Так Диего Веласкес пытался не вызывающе показать, что он мастер, обладающий правами и знаниями, которые он не готов раскрыть. Перед нами гордый эксперт и уверенный в себе человек.