Анализ картины Бориса Кустодиева Купчиха с зеркалом - Кустодиев Борис
Анализ картины Бориса Кустодиева Купчиха с зеркалом

Анализ картины Бориса Кустодиева Купчиха с зеркалом

В позднем творчестве картины Бориса Кустодиева сияют со все большей жизнеутверждающей силой. Буйство насыщенных красок, их многообразие и смелая игра контрастов воплощена в работе 1920 года «Купчиха с зеркалом».

В период расцвета модерна во всех сферах искусства, это новое направление коснулось и живописи. «Купчиха с зеркалом» написана как раз в этом стиле. Эта принадлежность полотна узнается в богатой декоративности изображенных элементов, в их орнаментальности, в обилии так называемых ковровых фонов.

Что мы видим на картине Бориса Кустодиева Купчиха с зеркалом? Главная героиня – молодая женщина из давно минувшей эпохи, когда купеческое сословие жило в достатке и могло купаться в роскоши. Девица в ажурном алом платье примеряет новую шаль, глядя при этом в зеркальце. Шаль дорогая, шелковая, расшитая серебристыми узорами. Лицо купчихи выражает мирное спокойствие, самодовольство и даже некоторую надменность.

Весь окружающий героиню быт повествует о состоянии жильцов дома. На столике с пурпурной бархатной скатертью разложены украшения хозяйки, шкатулка, веер. В дальнем углу поблескивает золотом большая икона. На полу стоит огромный зеленый сундук, украшенный золотой отделкой. На полке – свежий букет всевозможных цветов. Ближе к окну раскинулись крупные листья экзотических растений.

В приоткрытой двери – фигура восхищенного мужчины. Он завороженно и гордо любуется нарядной купчихой. Еще одна человеческая фигура находится в тени женщины – неприметная служанка покорно перебирает дорогие меха хозяйки.

Б. М. Кустодиев изобразил жанровую и ностальгическую картину. Тоска по времени изобилия и счастливого достатка во всем выражена в полотне 1920 года. Здоровая, румяная купчиха уверенно любуется собой, еще не ведая о предстоящем устранении всего сословия.

Колоритное полотно русского художника помещено в Русский музей Петербурга.

Свой идеал женской красоты Кустодиев нашел в купеческом сословии. Интересно, что, в отличие от Мыльникова или Венецианова, не создавший ни одного натурного портрета русских купчих, он «списывал» своих героинь с дам интеллигентного круга – Н. И. Зеленской («Купчихи», 1912), Ф. В. Шевченко («Красавица», 1915), Г. Адеркас («Купчиха за чаем», 1918), чей облик, по ощущениям художника, был близок народному идеалу красоты. Все героини – замужние пышнотелые молодые женщины в возрасте около тридцати лет – показаны в характерной для них среде. Художник «демонстрирует» красавиц – их дородные фигуры помещены в центре картин, приближены к первому плану, подчиняя себе пейзажную и интерьерную среду.

Кустодиев, с начала века известный тонкими психологическими портретами, в середине 1910–1920-х годах создал ряд портретов-панно, сложно сочетающих индивидуальное и типизированное, иронию и откровенное любование персонажами. Большей частью это были купчихи. Дородные, румяные, плавные в движении, горделивые, они воплотили народный идеал красоты и здоровья. Их средой был мир русской провинции со свойственной ей смесью старого и нового в быту, одежде, с любовью к ярким и звучным краскам, безудержному веселью, шумным ярмаркам, гуляниям на масленице. Эта жизнь, цельная и самодостаточная, при всей ее ограниченности, увидена и воспроизведена пытливыми глазами чуть насмешливого и остроумного рассказчика. Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Как справедливо отметили исследователи, а прежде всего сам художник, у него была «чудесная страна воспоминаний». Это произведение – замечательный и характерный пример грезы-видения о сочных пышных красавицах, лазоревых вечерах.