Анализ картины Диего Веласкеса Сдача Бреды - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Сдача Бреды

Анализ картины Диего Веласкеса Сдача Бреды

Это батальное полотно — одно из серии двенадцати картин, посвященных победам испанского короля Филиппа IV. Бреда — это город в Голландии, который был осажден войсками Испании, и, в конце концов, был вынужден капитулировать перед превосходящими силами противника.

Картина изображает не сцену сражения, а момент передачи ключей от города губернатором Бреды командующему испанским войском. Исторически, и с точки зрения военной стратегии, эта осада была достаточно бессмысленным занятием, зато как политический шаг она принесла массу выгод испанской короне.

«Сдача Бреды» — это очень большое многофигурное полотно, выполненное с огромным мастерством. На заднем плане картины виднеется обширный пейзаж, так как персонажи на переднем плане находятся на более высокой точке, чем сам город. Благодаря такому приему весь город выглядит так, словно географическая карта, лежащий под ногами завоевателей. Кое-где виднеются следы осады — дым, поднимающийся над местами пожарищ. Большое пространство и глубокая перспектива придают изображению особую воздушность, делают достаточно статичную сцену более выразительной и объемной.

Передний план картины — это четкое противопоставление противоборствующих сторон. Испанцы — это лес устрашающих пик, поднятых к небу и придающих полотну особую выразительность, какой-то жестокий ритм, оттенок потенциальной угрозы. На «испанской» стороне расположена фигура могучего, боевого коня — настоящего олицетворения силы. Это роскошное животное гнедой масти с черной гривой и хвостом изображено с исключительным мастерством, в очень сложном для передачи положении — сзади и сбоку. Мало того, конь приподнял заднюю ногу, ударяя в нетерпении копытом. Этот прием делает и без того очень реалистичное изображение еще более объемным и выразительным.

Центральная часть картины — это наиболее важный момент события. Униженная поза губернатора и покровительственная у военачальника подчеркивает происходящее.

У картины богатая и насыщенная колористика, но совершенно в духе художника, без использования кричащих, слишком ярких цветов. Это эффектное полотно до сих пор впечатляет мастерством живописи и красотой изображения.

Картина имеет еще одно название — «Копья». До Веласкеса многие изображали такое оружие, но только его частокол из длинных копий можно считать настоящим олицетворением войны.

«Сдача Бреды» — это полотно, изображавшее батальные сцены и увековечивающее память о победах Филиппа V. Картина, одна из десятка полотен, украшавшая стены Испанского дворца. Бреда — это Голландский городок, который был взят в результате нападения и длительной осады Испанскими войсками.

На картине изображена сдача города и передача ключей от крепости губернатором Бреды главнокомандующему испанским войском Амброзио Спиноле. С точки зрения военной стратегии осада крепости являлась совершенно бессмысленным и крайне рискованным предприятием, но весьма выгодным в политическом плане, а так же играло большую роль в поднятии духа войск.

Полотно, как панорамное окно — зрителю открывается большая перспектива, заполненная персонажами.Передний план расположен на пригорке, поэтому вся задняя часть картины напоминает географическую карту с обширным пейзажем, лежащим под ногами победителя.

В некоторых местах картины мы видим следы пожарищ, над ними стелется густой дым. Разделение картины на два плана — передний на пригорке и задний, находящийся далеко внизу, придает полотну выразительность и объем. Главный план четко разделен на две противоборствующие части.

На Испанской половине лес острых, устремленных к небу пик, придающих картине мрачный и угрожающий вид. Так же на стороне испанцев изображен мощный боевой конь, который олицетворяет силу и нетерпение. Гнедой конь с вороной развевающейся гривой, показан в очень непростой позе — зритель видит его круп . Скакун в нетерпении бьет копытом и подпрыгивает.

В центре картины униженный губернатор передает ключи от крепости — мы видим сгорбленную и побежденную фигуру поверженного хозяина города и снисходительную главнокомандующего Испанскими войсками.

Картина выполнена в ярких насыщенных красках, но без использования кричащих и выделяющихся пятен. Ранее полотно называлось иначе — «Копья», наверное легко догадаться по какой причине. Веласкес очень выразительно с помощью частокола торчащих вверх копий изобразил всю мощь испанского войска. На данный момент произведение находится в музее Прадо в Мадриде.

Знаменитая картина легендарного испанского художника XVII века Диего Веласкеса под названием «Сдача Бреды», была написана им в 1635 году по мотивам реальных исторических событий, которые происходили в Европе во время его жизни. Сама картина была предназначена для так называемого Большого зала нового дворца короля Филиппа IV Буэн Ретиро, правившего Испанией в те времена.

Сюжет картины полностью был построен на исторических событиях, и развертывающиеся на ней действия были связаны с тогдашней ситуацией вокруг крепости Бреда, размещавшейся в нидерландской провинции Северный Брабант. Именно в этом городе и был пописан известный компромисс по поводу протеста против религиозных преследований короля Филиппа II, которого обвиняли, по сути, в богохульстве.

Именно крепость Бреда и была центром борьбы армий множества европейских стран за доминирование в регионе во времена так называемой Тридцатилетней войны, продолжавшейся с 1618 по 1648 года. За все это время, вплоть до восхождения на престол Испании короля Филиппа IV, Бреда переходила несколько раз из рук в руки во время военных действий.

Именно в первые года Тридцатилетней войны испанским войскам, воевавшим против армии Республики Соединенных провинций Нидерландов, удалось добиться достаточно серьезных успехов, вследствие которым весьма большое количество нидерландских территорий отошло именно к Испании. К тому же, после этого Испания успешно противостояла и другим своим противникам, в том числе англичанам и португальцам.

На картине изображен важный момент передачи ключей от крепости Бреда испанскому главнокомандующему Амбросио Спинола, который как раз и смог добиться таких ошеломляющих успехов для своей страны. Хотя, спустя небольшой отрезок времени, Испания оказалась ослаблена войной экономически, и ей пришлось отдать ряд своих завоеваний, в том числе и в Нидерландах.