Анализ картины Диего Веласкеса Портрет графа Оливареса - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Портрет графа Оливареса

Анализ картины Диего Веласкеса Портрет графа Оливареса

Работая при дворе Филиппа IV, Веласкес неоднократно писал портреты короля и членов его семьи. Не раз позировал ему и главный министр двора, в чьих руках двадцать три года находилась почти неограниченная власть над Испанией.

Дон Гаспаро де Гусман, граф Оливарес, герцог Сан-Лукар де Барракудо представлен Веласкесом на фоне серовато-оливкового фона, его костюм подчеркнуто скромен — черная одежда с белым воротничком. Из этого темного обрамления выступает мясистое лицо Оливареса, усы и бородка лишь частично закрывают оплывшие щеки и подбородок. Тяжелый, массивный нос нависает над сжатыми губами, а черные волосы подчеркивают большой выпуклый лоб. Совсем другое впечатление производят умные и проницательные глаза. Они выдают во внешне спокойном человеке натуру со стальным характером.

Работа создана в 1630-е, когда Веласкес писал скромные погрудные изображения, уделяя в них особое внимание раскрытию внутреннего мира портретируемых.

Круг интересов Веласкеса был удивительно широк: жанровые сценки, исторические и религиозные темы, мифологические сюжеты. Все стили живописи попробовал художник, пока не остановился на портретах. В манере письма в раннем периоде отчетливо просматривается влияние Караваджо. Однако, довольно быстро у художника выкристаллизовался собственный стиль, хорошо узнаваемый ценителями. Но осталась способность разглядеть за внешним величием корысть и пороки человеческие.

Чувство гармонии, тонкость и насыщенность колорита присущи любой из картин мастера. Глубокое проникновение в характер модели, потаенные желания и тщательно скрываемые слабости позволили художнику создавать потрясающие по своей правдивости полотна.

Художник исполнил то, к чему стремился – наполнил жизнью схемы парадных портретов. Долгое время работая при дворе Филиппа IV, мастер стал знаменитым и многие вельможи стремились заказать ему портрет, так что недостатка в моделях не было.

В портрете графа Оливареса, художник в полной мере воплотил свои стремления – вдохнул жизнь в лица парадных портретов. Граф изображен в нарочито скромной одежде – черная с белым воротником. На темном фоне, с темными волосами и бородкой он бы мог раствориться. Но этого не позволило одутловатое лицо и поразительно живые глаза. В них прячется стальной блеск расчетливого политика.

Спокойное выражение лица не может спрятать замашек диктатора. Портрет написан на пике славы и влиятельности Оливареса, однако художнику удалось раскрыть внутреннюю сущность и показать скрытые пороки вельможи.