Анализ картины Диего Веласкеса Кузница Вулкана - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Кузница Вулкана

Анализ картины Диего Веласкеса Кузница Вулкана

Картина эксплуатирует модную тенденцию для написания полотен — мифологию Древнего Рима, но сюжет для нее выбран неординарный и крайне редко используемый в живописи. Чаще применялся мотив мести Вулкана неверной супруге Венере, а здесь же изображен момент, когда в кузницу Вулкана спускается Аполлон и приносит ему неприятную весть о неверности жены.

Почему именно кузница Вулкана использована в этом полотне на мифологическую тему? Потому что древнеримский бог Вулкан был властелином огня и покровителем кузнечного мастерства. Именно Вулкан выковал доспехи для всех богов римского пантеона, он же создал и молнии Юпитера. Женат Вулкан был на богине Венере, покровительнице любви.

На картине запечатлены шесть полуобнаженных мужчин — пятеро на переднем плане, а один — на заднем. Основные действующие лица — это сам Вулкан, ничем не выделяющийся рядом со своими подмастерьями, и Аполлон в роскошной золотистой тоге, с лавровым венком на голове, окруженной сиянием. Хотя Вулкан тоже бог, он изображен как простой работяга, из всей одежды на нем, как и на его работниках, только простая набедренная повязка из грубой ткани темного цвета.

Аполлон же старательно выделен цветом и светом. Его кожа самая белая из всех окружающих мужчин, к тому же она словно дополнительно освещена сзади и сверху, а голова бога окружена яркими сияющими лучами. Солнечный бог в сумеречной и серой кузнице Вулкана выглядит неуместно и чужеродно — ему здесь не место.

Общая цветовая гамма картины приглушенная, в оливковых, коричневатых и сероватых тонах. Выделяются только некоторые цветовые пятна — благородная золотистая шелковая ткань на Аполлоне и яркий красноватый тон раскаленного металла на наковальне Вулкана.

Как обычно, у Веласкеса все персонажи выглядят живыми, реальными людьми.

Диего Веласкес – известнейший испанский художник Золотого века. Для его работ характерно использование пространственной глубины, фотографический реализм при изображении второстепенных предметов, а также отказ от идеализации персонажей картин.

Произведение «Кузница Вулкана» было написано после поездки в Италию, под влиянием работ местных именитых мастеров.

В основу сюжета был взят миф из «Метаморфоз» Овидия, но интерпретация классической истории художником довольно необычна.

В кузницу бога огня Вулкана прилетает Аполлон с недоброй вестью. Он рассказывает что жена огненного бога, прекрасная Венера, оказалась прелюбодейкой. Неверная супруга была замечена в любовной связи с богом войны Марсом.

Работа в кузнице встала. После услышанного, все работники, включая самого Вулкана, застыли, раскрыв рты. На лице немолодого некрасивого бога огня появилось недоброе угрожающее выражение. Кажется, он уже представляет, как расправится с коварной изменщицей. Более того, судя по напряженному лицу, особенно болезненным оказался удар по гордости мужчины: ведь все вокруг, включая молодых кузнецов-помощников, знают этот позорный факт. А значит, проявляя внешнее сочувствие, в глубине души считают Вулкана посмешищем.

Даже печальный вестник Аполлон в своих ярко-оранжевых одеждах, лавровом венке и зеленых сандалиях выглядит гротескно нелепым, как будто сам насмехается над чужой трагедией.

Композиция картины представляет собой треугольник, направленный вершиной вверх: стороны треугольника образует группа стоящих мужчин, а верхушка находится в глубине мастерской. Подобное композиционное решение делает пространство трехмерным, добавляет ему глубины и объема. А окружающие предметы привносят в сцену реалистичные детали: повсюду валяются кузнечные инструменты, на стенах развешаны составные детали доспехов, а мастера куют раскаленный докрасна кусок железа. Все элементы прописаны с такой тщательностью, что обладают фотографическим сходством.

Именно такой глубины и реалистичности пытался добиться Веласкес в своей работе. С помощью этого он старался усилить то эмоциональное напряжение, которое испытывают герои произведения, и которое невольно передается зрителям.

Весь сюжет, взятый из мифологии Древней Греции, трактуется живописцем очень оригинально, значительно усложняясь. На картине Веласкес изображает тот момент, когда Аполлон говорит Вулкану, богу огня, что богиня Венера ему неверна.

Никакой приземленности в созданной композиции не ощущается, но при этом чувствуется, что автор иронизирует. Несмотря на то, что вокруг аполлона сияние, в его образе так и сквозит прозаичность. Вулкан и те, кто ему помогают, тоже лишены божественности. Это обычные люди. Возникает полное ощущение, что мы попали в тогдашнюю кузницу испанца-кузнеца, которого застали за привычным его занятием.

Вся бытовая конкретность обстановки также усилена. В мифе рассказывалось о пещере и огнедышащем вулкане. Веласкес же изображает обычную кузницу. Просто великолепно изображен очаг, который находится в самой глубине кузницы. Помещение освещается пламенем розово-оранжево-желтого цвета. Зритель видит даже мельчайшие искры, которые повисли в воздухе.

Общая тональность полотна – светло-коричневый тон, в который мастерски введены желтые оттенки, а также бурые и красные. С наибольшей силой они звучат в плаще бога солнца, в колоритном листе железа, который раскален до предела и жарком пламени. Живописец вводит также оттенки серовато-голубого цвета. Это, прежде всего, небо, венок Аполлона.

Веласкес мастерски разработал для всех персонажей характерные жесты, особенные позы и определенную мимику. Зритель видит как молотки, застыли в разных положениях. Это говорит о том, что работу неожиданно прервали.

Возникает ощущение, что эта картина написана не на основе мифологического сюжета, а на бытовую тему. Такое новое прочтение древнего сюжета было достаточно смелым и новым во времена живописца.