Анализ картины Диего Веласкеса Пряхи - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Пряхи

Анализ картины Диего Веласкеса Пряхи

Картина была написана в последние годы жизни художника и полностью отражает его зрелое мастерство и умение работать с различными техниками, воспроизводить сложную фактуру материалов. Это многофигурная композиция с двумя планами, что очень часто встречается на полотнах художника. Полотно сложное, многоцветное, насыщенное множеством разнообразных предметов и содержит в себе любимый прием Веласкеса — «картина в картине».

В этом случае дополнительной сюжетной линией служит изображенный на заднем плане большой гобелен на историческую тематику. Именно наличие этого гобелена и породило начальное ложное толкование изображенной на картине истории.

Долгое время считалось, что тематика полотна посвящена изображению гобеленовой мастерской при королевском монастыре в Мадриде. Только в середине XX века было выявлено, что на самом деле изображение правильнее трактовать как иллюстрацию к мифу о состязании между Афиной и Арахной, заимствованному из «Метаморфоз» знаменитого римского поэта Овидия.

Главные героини изображены на переднем плане — Афина в белом головном платке и Арахна, повернувшаяся к зрителю спиной. Суть состязания состояла в том, кто больше напрядет пряжи. Победила Арахна и немедленно была наказана за это — мстительная Афина не пережила оскорбления и превратила пряху в паука.

Кроме основных действующих лиц на переднем плане картины находятся три женщины, а на заднем — еще две, в более пышных шелковых платьях женщин из высшего сословия. Они внимательно рассматривают расположенный перед ними гобелен.

Все полотно выдержано в стилистке свойственной барокко — сложная многофигурная композиция, богатые, но благородно приглушенные, не кричащие цвета, тщательно проработанные детали изображения, тонущая во тьме архитектура. Картина кажется жанровой, но ее мифологический сюжет добавляет ей глубины и придает некую интригу изображению мирного, на первый взгляд, процесса создания пряжи.

Внимание привлекают многочисленные, тщательно прописанные драпировки. Складки большой занавеси золотисто-алого цвета, которую отодвигает служанка в желтой юбке впечатляют игрой цвета и света. Еще одна молодая девушка в центре композиции присела, собирая разбросанные комки шерсти, а ее шафранная юбка сияет солнечным цветовым пятном, уравновешивая яркость большой занавеси. Довершает гармонию распределения теплых цветов служанка за спиной Арахны, одетая в коричневатую накидку, и лежащий на скамейке кусок красновато-розовой ткани.

Арахна и Афина одеты в темные вещи с белыми акцентами — на Афине темное коричневое платье без отделки и тонкий белый платок на голове, Арахна же сидит в темно-синей пышной юбке и белой свободной блузе с высоко закатанными рукавами, чтобы не мешали работе. Такой прием позволяет ненавязчиво выделить центральные персонажи, сделать их главными на картине. Довершает эту мирную, на первый взгляд, сцену изображение кота, спокойно дремлющего на полу среди шерсти.

И в наши дни это полотно привлекает внимание посетителей музея мастерством изображения и своим сюжетом.

Яркое произведение заполнено множеством деталей и исполнено в любимой манере художника, изображающее картину в картине. Вторая сюжетная линия этой картине, это старинный гобелен, изображенный на заднем плане. По этой причине изначально неправильно толковалась история самой картины.

Считалось, что на картине изображена гобеленовая мастерская при королевском монастыре в Мадриде. И лишь в 1950 годах специалисты выяснили, что на картине изображена иллюстрация к мифу об Арахне.

На переднем плане изображена, обратившаяся в сгорбленную старуху, Афина. Она пытается отговорить самодовольную Арахну от соперничества с ней. Но горделивая Арахна, уверенная в своих силах, готова поспорить с богиней и вступить с ней в противоборство.

Суть состязания состояла в том, кто из них спрядет более сложную и тонкую картину. После того, как Арахна соткала очень красивую картину, где были изображены множества сцен из жизни богов, где они показаны ленивыми, одержимыми человеческими слабостями.

Оскорбленная богиня в гневе уничтожила картину Арахны и ударила ее челноком. Та, не перенеся позора, свила веревку и повесилась, но богиня спасла ее и велела жить вечно и вечно вить нити. После этого Арахна превратилась в паука и повисла в своей паутине.

Главные героини на картине одеты в темные вещи со светлыми оттенками — на богине черное платье, а на голове белый платок. На Арахне темно синяя юбка и белая блузка, с закатанными, чтобы не мешали работе рукавами. Этот прием выделяет главных персонажей, отделяя их от других фигур на картине.

Внимание зрителей так же акцентируется на гобелене, которая висит в глубине картины. Согласно мифу, этот гобелен соткала богиня Афина, которая изобразила на нем Зевса и сюжеты, изображавшие, как боги наказывают смертных за неуважение и непокорность.

Картина «Пряхи» была написана Веласкесом в 1657 году. Она отразила все его мастерство работы с различными техниками и созданием сложных фактур материалов.

«Пряхи» двух плановая многофигурная композиция напрямую отображает любовь Веласкеса к приему «картина в картине». Картина сложная имеет обширную цветовую палитру, насыщенна множеством различных предметов.

На заднем плане изображен гобелен с сюжетом исторической тематики, из-за которого одно время читалось, что полотно посвящено мастерской при королевском монастыре в Мадриде. Уже в середине 20 века выявили, что это иллюстрация к мифу о состязании между Афиной и Арахной, заимствованному из «Метаморфоз» знаменитого римского поэта Овидия.

На переднем плане картины изображены главные героини – Афина в белом платке на голове, Архана повернута спиной. Суть мифа была в их соперничестве, кто из них больше напрядет пряжи. Архана победила, за что и была превращена Афиной в паука.

Картина написана богатой цветовой палитрой, цвета приглушенные, кропотливо подобранные детали изображения, утопающая во мраке архитектура.

Жанровая суть картины и мифологическая составляющая сюжета, уводят зрителя от простого процесса создания пряжи.

Веласкес четко прописал на картине множество драпировок: это складки золотисто-алой занавески, и складки юбок девушек.

Художник грамотно и гармонично распределил палитру теплых цветов – это сочетание коричневатой накидки одной из девушек и кусок ткани красновато-розового цвета.

Афина одета в темное коричневого цвета платье с тонким белым платком на голове. На Архану надета темная пышная юбка синего цвета и белая блузка свободного покроя с закатанными рукавами. Этот прием позволяет ненавязчиво выделить главных персонажей композиции.

На сегодняшний день картина Веласкеса «Пряхи» находится в национальном музее Прадо в Мадриде.