Анализ картины Диего Веласкеса Демокрит - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Демокрит

Анализ картины Диего Веласкеса Демокрит

Художник из Испании Диего Веласкес пишет в 1629 году портрет Демокрита. Некоторые искусствоведы полагают, что картина создавалась под влиянием Рубенса. В любом случае отрицать мастерство Веласкеса в этом прекрасном художественном произведении нет оснований.

Демокрит жил в древние времена, еще до нашей эры, в Греции. Принадлежал к представителям натурфилософии. Испанский живописец изобразил философа в нехарактерной для его эпохи одежде. Демокрит выглядит на картине как современник Веласкеса. На нем пошитая одежда, белый изящный воротник. Так древний философ становится ближе и понятнее для ценителей картин Веласкеса в 17 веке.

Древнегреческий философ показан нам не мудрым седобородым старцем, а полным задора мужчиной с авантюрой в глазах. Демокрита знали как философа «смеющегося». Его смешили поступки и воззрения современников. На портрете легко читается эта знаменитая саркастическая усмешка.

На холсте фон закрашен плотным слоем коричневой масляной краски. Освещение падает на фигуру Демокрита и предметы на столе. Пальцем левой руки философ указывает на поставленный на столе большой глобус. Он немало путешествовал, поэтому этот предмет отлично подчеркивает личность персонажа. Совсем рядом лежат книги, показывая изображенного человека как любознательного, умного, глубоко мыслящего.

Великолепно проработаны складки ткани на одежде. Картина также отлично выполнена с анатомической точки зрения. Рука человека, его лицо с мимическими морщинками, усы и прическа изображены с большой тщательностью и детальностью.

Античный философ жил отшельником, но Веласкес представил его очень благочестивым. Элегантный господин взирает на нас с портрета, раздумывая над открытием очередного закона философии.

Картина под № 214 фигурировала на распродаже коллекции маркиза Карпио, которая состоялась в 1692 году в Мадриде: «Портрет, размером в 1 vara, смеющегося философа со сферой, оригинал Диего Веласкеса». Единственное указание на длину (vara) видимо относится к ширине. Согласно документу, опубликованному Х. М. Пита Андраде, эта и другие картины были отданы Педро Родригесу, садовнику маркиза и маркизы Карпио, в качестве гонорара. Другой документ, недатированный, но относящийся к тому же аукциону, гласит, что они этому садовнику были проданы. Оба свидетельства хранятся в архивах Дома Альба в Мадриде. Частичная радиография сферы и левой руки изображенного показывают, что они написаны поверх предмета, который опознается с трудом — возможно, это чаша или кубок.

Существуют 2 копии этой картины с легкими вариациями — они были сделаны до того, как Веласкес переписал «Демокрита» из предыдущей версии, т. н. «Пьяницы».

Есть версия, что для картины позировал шут Пабло де Вальядолид.

Картина находится во французском Руане, в Музее изящных искусств.