На первый взгляд картина не отображает ничего, кроме веселья людей трех поколений, восседающих за столом.
Слева изображен старик с седеющей бородой, одетый в темный кафтан. У него в руке корень пастернака. По центру – мальчишка, держащий в руке графин; он одет в черную куртку с белым воротничком. Последний персонаж – молоденький паренек в желтом кафтане с таким же белым воротником.
Стол, за которым сидит троица, устлан мятой по бокам белой скатертью. На столе – тарелка с устрицами, по правую руку старика – стакан с желтоватой жидкостью. Чуть поодаль – булочка, два плода граната и нож.
За спиной мальчика, на крючке, в самом центре стены висит шляпа, а поверх – большой белый воротник. Скорее всего, эти вещи принадлежат старику. Справа от шляпы висит пара шпаг.
В тот период в Испании был крайне популярным жанр “таверна”. Подобными полотнами украшали залы таких же таверн. Вероятно, в том и причина карьерного взлета молодого Веласкеса (он написал эту картину незадолго до восемнадцатилетия).
Сюжет “Завтрака” толковали по-разному, даже приписывали его к эпизодам существующих произведений. К примеру, что мальчик – слуга и подворовывает еду и питье у заведомого подслеповатого хозяина-старика. Или что молодой парень и мальчишка орудуют сообща: маленькие мошенники собираются обобрать старика – посетителя таверны.
Некоторые искусствоведы считают, что самого правого героя картины Веласкес писал, глядя в зеркало.
Происхождение полотна так и не было выяснено. Свою историю в Эрмитаже оно начинает с 1773 года. И даже тогда, до самого конца 19 века работа числилась за кистью неизвестного художника и ждала своего часа в кладовых или в Таврическом дворце.
Придворный живописец короля, дон Диего де Сильва Веласкес наравне с портретами венценосных особ и высокородных грандов писал и простых людей: крестьян и солдат, завсегдатаев трактиров в жанре «бодегонес» («кабачок, трактир»). С особым чувством художник создает небольшие сценки из жизни народа, которые были характерны для раннего периода его творчества.
В картине «Завтрак» угадывается влияние итальянца Караваджо, что сказывается как в выборе сюжета, так и в использовании резкого контрастного освещения и светотеневой моделировке фигур. Веласкес изобразил двух веселых юношей, возможно, солдат, пригласивших в свою компанию старика-бродягу. Подобные сцены и типажи часто повторяются в творчестве художника.
Произведение построено на контрасте молодых, полных энергии жестикулирующих юношей с более спокойным, умудренным жизнью стариком, внимательно их слушающим. Это сопоставление тем не менее подано весьма тактично и ненавязчиво. Натюрморт на переднем плане отличается строгостью и скупостью предметов, что было присуще испанским мастерам. Существует предположение, что в образе сидящего справа молодого человека художник изобразил себя.
Испанский художник семнадцатого века Диего Веласкес является одним из самых почитаемых творцов того времени во всём мире! Помимо всенародного признания, Веласкес также был любимым живописцем короля Филиппа Четвертого, которому художник преданно служил всю свою жизнь. Простой народ, естественно, не мог себе позволить писать портреты у самого Веласкеса, однако, художник часто снисходил до простолюдинов, что можно увидеть, если анализировать его творческий путь. Пусть своими холстами, но живописец хотел сделать что-то доброе для соотечественников.
«Завтрак», картина которую мастер завершил приблизительно в 1617 году, соблюдает в себе все закономерности испанского портрета того времени — это строгость линий и очертаний, идеальное соблюдение всех пропорций, как в простых натюрмортах, так и в портретах при изображении человеческих лиц. На картине «Завтрак» изображена трапеза: двое молодых людей сидят за столом и беседуют с находящимся напротив стариком, который смотрит на них — это изображение первого плана картины. Лица присутствующих очень четко выписаны и хорошо передают настроение изображенного момента. Юноши улыбаются и произносят тосты. Это можно понять из того, что они держат кубки кверху и, судя по всему, уже собираются пригубить вино. Официант на заднем плане стоит наготове для того, чтобы вновь наполнить кубки. Отлично передал Диего Веласкес и выражение лица старика — его взгляд, немного тоскливый. Таким взглядом смотрит умудрённая старость на беспечную юность. По задумке самого Веласкеса, освещён только передний план картины, изображающий юношей и старика, официант же находится в тени и даже не сразу можно понять: человек это либо просто нагромождённые вещи. Существует мнение, что в одном из юношей Веласкес изобразил самого себя.