Анализ картины Бориса Кустодиева Купание - Кустодиев Борис
Анализ картины Бориса Кустодиева Купание

Анализ картины Бориса Кустодиева Купание

Широкая цветовая гамма картины и насыщенность цвета отлично показывают почерк живописца. Яркий солнечный день изображен истинно «по-кустодиевски». Взору зрителя открывается голубизна неба, переливающийся на солнце блеск воды, зеленый склон с молоденькими березками. На этом фоне выделяется купальня ярко-желтого цвета. А все эти детали подчеркивают красоту летнего теплого дня.

С большой нежностью и деликатностью автор произведения прописал образы купальщиц. Он не детализирует фигуры женщин, что купаются, а изображает женские силуэты немножко размытыми. Делает это схематично, отводя взоры зрителей от самого места купания, сосредотачивая внимание на красоте ярко-красочной вычурной природы.

А вокруг течет повседневная жизнь: предлагают людям услуги по извозу водяной гладью лодочники, возле косогора поднимается дорогой вверх груженый воз. Справа виднеется на холме церковь, выкрашенная в красный цвет.

Праздничное летнее настроение купающихся художник подчеркнул изображением флага России. Триколор на картине живописец запечатлел дважды. Полотно бело-сине-красного цвета виднеется на купальне и на борте огромной лодки.

Женщины-купальщицы наслаждаются теплым солнышком, гладью реки, они переговариваются между собой, очевидно, о самых обыкновенных вещах, ведь вокруг течет размеренная жизнь и стоит благодатная пора.

Яркость кустодиевских красок переполняет душу созерцателей радостью и восторгом.

На полотне всего в какой-то мере слишком – слишком ярко-красочный задний план картины, который почти не оставляет воздушного пространства, слишком зеленые деревца, слишком рельефные волны, слишком много насыщенности.

1910-е годы отмечены появлением череды картин-изображений «красавиц» («Купчихи», 1912; «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге», все – 1915), «праздников» (варианты «Масленицы», 1916, «Вербный торг» и «Балаганы», оба – 1917). Их персонажи органично живут в освещенном ярким солнцем зимнем или летнем пейзаже, до самого горизонта населенном множеством человеческих фигур. В отмеченных монументальностью форм произведениях прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом наследия любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. Это сказалось не только в обогащении колорита картин, в эмалевой переливчатости их поверхностей, но и в самих принципах построения композиций – то панорамных, то фризовых, то растущих вверх.

Кустодиев уже в начале 1900-х виртуозно владел широкой манерой импрессионистического письма, употребляя ее в писании тонких по цветовой гамме лирических пейзажей и эффектных портретов.

Картина «Купание», написанная Борисом Кустодиевым в 1912 году – великолепный пример «кустодиевской Волги», «кустодиевской России». «Волга и Кустодиев неразделимы, – писал художник Иван Билибин. – Поволжские города, ярмарки, розовые и белые церкви с синими и золотыми куполами, дебелые купчихи, купцы, извозчики, мужики – вот его мир, его матушка Волга и его Россия. И все здорово, крепко и сочно». Народная сказочность – во всей картине: в окружающем пейзаже, в многоцветии чистых ярких красок. Чего только нет вокруг! Уютные домики небольшого провинциального городка пристроились на высоком пригорке. Пламенеет островерхая колокольня. Белоствольные березы радуют глаз пышными зелеными кронами. Золотом горит песчаный берег. Сияет и переливается вода, покрытая мелкой рябью. Деревянная купальня пронизана жаркими солнечными лучами. А как хороши любимые художником красавицы купальщицы! Пышные, налитые молочно-розовые. Они переодеваются, переговариваются, смеются, предвкушая радость жарким днем освежиться в воде, и нисколько не стесняются наготы, уверенные в своей красоте – красоте сказочной, былинной. Кажется, что появились они здесь не из обыденной жизни, а из народных сказов, где растут волшебные яблони и текут молочные реки с кисельными берегами. Даже не просто пришли, а явились в золотой купальне, теперь мирно покачивающейся на сияющих перламутровых водах. И при всей сказочности полотно, наполненное светом и солнцем, лучится радостью жизни.