Кустодиев не был ярко выраженным портретистом. Мы никогда не узнаем почему: то ли его больше привлекали иные жанры, то ли по какой-либо другой причине, но факт остаётся фактом — портреты художник писал редко. Однако если он всё-таки принимался за такую работу, то в итоге получался красивый, ярко выраженный образ, как, например, картина «Купец, считающий деньги». Кого же мы видим, глядя на портрет? Пожилого человека с окладистой бородой в одежде, подчёркивающей социальный статус носителя. Бархатный жилет, нарядная рубаха, серебряная цепочка на шее и золотое кольцо на пальце — все эти вещи ненавязчиво свидетельствуют об уровне доходов купца. Окончательно дополняют образ счёты, высокие столбики монет и пухлые стопки бумажных ассигнаций на столе. Наиболее эмоциональными в облике богатея являются суровое лицо и рука, лежащая на деньгах. Этот скряга свой капитал никому не отдаст.
Прижимистость торговцев была притчей в языцех во все времена. Такова уж суть ведения бизнеса — получение больших доходов при маленьких расходах. Однако если посмотреть на это в контексте царской России, то становится ясно, что именно они, купцы, своей деятельностью помогали экономике страны демонстрировать устойчивый рост до самой Первой мировой войны. После неё и революции купеческое сословие исчезло, подвергнувшись репрессиям.
Картина Бориса Кустодиева Купец, считающий деньги, тем не менее, показывает нам человека, пришедшего к успеху на своём жизненном пути, и его будущее видится весьма безоблачным. Кроме этого полотна, Кустодиев обращался к теме купечества и в другой своей картине — «Купчиха за чашкой чаю». Однако её нельзя назвать портретом, это всё-таки жанровая сцена, в которой внимание акцентировано на пухлой женщине, олицетворяющей собирательный образ русского купеческого сословия.
Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна были всегда яркие, красочные, сочные. Открытые по максимум, с чистым русским раздольем. Он часто подмечал такие тонкости русского бытия, которого порой никто ранее не замечал.
Художник редко когда обращался к портретному направлению. Но если он это делал, то получались мастерски точно исполненные лики. К примеру, этот портрет «Купец, считающий деньги». Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина «Скупой». Хотя человек на полотне чисто русский вариант, но всё же…
Смотрите какой у него взгляд. Масляный, но в то же время, твёрдый – не отдам! Это далеко не усталый труженик, хотя работать в лавке тоже приходится. Иначе бы не смог бы он заработать состояние и жить так припеваючи. Богатый жилет, цепочка с часами, окладистая борода – всё выписано идеально. А руки? Это не усталые руки. Это уже достаточно холёные руки прижимистого человека, потому что что-то подсказывает, что он весьма жаден. По крайней мере, рука, положенная на деньги, дескать, всё моё – никому не отдам, о многом говорит.
Но с другой стороны без вот таких вот купцов не сложилась бы Россия того времени. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям. А купцы как раз те самые маленькие винтики, которые двигали экономику к лучшим временам. Правда вскоре это всё рухнуло и обесценилось. Но пока, во всяком случае, на полотне мы видим сытого ухоженного купца, который зарабатывает достаточно, чтобы прожить какое-то время безбедно.
Кустодиев всё-таки больше пейзажист или же жанровый художник. Достаточно вспомнить другой полупортрет «Купчиха за чашкой чаю». Это даже скорее жанровая сценка, где главная роль отведена ей – дородной, благородной крови, купчихе.