Анализ картины Архипа Куинджи Зима - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи Зима

Анализ картины Архипа Куинджи Зима

Период творчества Куинджи, который иногда называли «тихим», пришелся на 1880-е гг., и характеризовался впечатляющими находками художника, на высочайшем уровне овладевшего эффектными декоративными приемами. Наиболее ярко это проявилось в зимних пейзажах, а вершиной достижений стало полотно «Пятна лунного света в лесу. Зима».

Куинджи был загадочной фигурой в истории живописи и искусства 19 столетия. Несмотря на то, что его биография известна, она все равно таит большое количество тайн и загадок. Художник родился в небольшом селении Карасу, под Мариуполем. Предками своими считал греков.

Считалось, что Куинджи с трудом писал и читал. Только одну подпись художника удалось сохранить – она похожа на росчерк детской руки, достаточно крупная и немного неловкая. Несмотря на это, он писал великолепные полотна, которые мы можем любоваться и по сей день. Попав в Общество художественных передвижных выставок, он практически сразу же вышел из него. Несмотря на бедное детство, ему удалось скопить достаточный капитал уже во взрослом возрасте. Был меценатом.

Известная картина Архипа Ивановича Куинджи «Зима» на сегодняшний день хранится в Музее изобразительных искусств города Екатеринбург.

На полотне изображен лес зимою. Мы видим насколько много снега выпало, деревья и ели нагнули под его тяжестью свои ветви вниз. Художник изобразил солнечный свет всеми цветами радуги, как будто разбросал маленькие бриллианты по полотну. Куинджи удалось передать красоту зимнего леса – вечнозеленые ели, белоснежность снега, его искристость. Среди всех картин, изображающих пейзаж выделяется целая серия, посвященная зима. Здесь ему удавалось передавать все погодные этапы – слякоть, снег, влажный воздух, которых растворяет все очертания предметов. Все полотна отличаются легкостью исполнения, точно передают ощущения эмоционального состояния художника.

Современные художники отзываются о Куинджи как о мастере света, ему удалось подчинить его.

Пытаясь глубже проникнуть в тайны света, кажется, что Куинджи ищет «крайнюю черту», своего рода максимальное свечение луны, которого он сможет достичь в своих работах. Наряду с увеличением светового «накала», художник не забывает и о романтичной идиоме, задействовав для этого легкий силуэт, а также значительно усложнив контур.

Зимний лес Куинджи притягателен, он завораживает, он один в один похож на сказку, знакомую с детства, но слегка подзабытую. Вместе с тем, здесь присутствует свет не только «родной» луны; помимо нее, волшебство пейзажа усилено сиянием, исходящим из загадочного космического источника. Огонь этих двух миров, органично дополняющих, и усиливающих друг друга, стал свидетельством покорения художником новой творческой вершины.