Анализ картины Архипа Куинджи Пейзаж - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи Пейзаж

Анализ картины Архипа Куинджи Пейзаж

Архип Куинджи по праву относится к легендарным живописцам. Этого художника словно поцеловал сам Господь. Куинджи в своих работах правильно отражает цвет и свет. Его искусство пропитано магией, которая заключается в том, что он идеально подбирал краски к своим полотнам. Это кажется не простым умением и талантом, а настоящим волшебством. Одним из полотен, отражающих это, является картина «Степь». На первом полотне (том, что сверху) виден типичный украинский степной пейзаж. Вдали виднеется село, вокруг которого бесконечные просторы степей всех оттенков желтого и коричневого. Первое, что бросается в глаза, это колючка и трава, цвет которой приглушен палящим солнцем. И небо. Оно кажется бесконечным. Полотно отражает весь степной размах и поражает своей масштабностью.

Картина Архипа Куинджи Пейзаж создана художником в период его творческих поисков. Куинджи в 1970-х годах начинает экспериментировать со светом. Его интересует возможность максимально точно передать природное освещение пейзажа. С этой целью он смешивает натуральные тона и создает множество их оттенков.

Его «Пейзаж» 1874 года стал одним из ярких примеров его творческих изысканий. Природа запечатлена с документальной точностью, но игра света делает ее живой. Изучая влияние света на цвета, и пробуя самому создавать контрасты, художник использовал зеленый и синий тона. Именно они позволили ему приглушать и увеличивать свет картины.

Его тополя напоминают фигуры людей, который застыли в ожидании. Чего же они ожидают? Возможно, грядущих перемен. Намеком на это служит проблеск солнечного света в ветвях дерева. Кажется, оно вот-вот выглянет из-за туч и озарит все вокруг.

А может они прощаются с близкими людьми: на расстоянии от них изображено еще две дерева. Молодой тополь со слегка склоненной верхушкой и еще совсем маленькое деревцо – они так напоминают мать и ребенка.

Именно игра света и создает настроение картины. Пушистые тучи, что не приносят, однако, с собой мглы, а лишь скрадывают яркий свет. Озорной лучик, который прыгает по веткам дерева, превращая его листву в позолоту, играет и со зрителем. Ветер, что легко и быстро пробегает в листве, местами оставаясь незамеченным. Эти полутона стали возможны благодаря поискам Куинджи, его смелостью попробовать что-то новое.

Что касается композиции, то она достаточно лаконична и проста.

Сочетания таких качеств и делают Пейзаж привлекательным, он полон чувств, но лишен вычурности или притворства, как сама природа. Ведь она прекрасна в свое простоте. А поэтическая натура художника позволяет увидеть красоту в обыденном пейзаже. Именно как поет, Куинджи относился к природе, стараясь красками воспеть ее прелести.

А на втором полотне видно настоящее чудо. Это весенняя степь. Трава только появилась, просторы буйствуют зелеными красками. В этот и появляется магия автора, который показал зрителю предрассветное сероватое небо. Землю окутал легкий теплый ветерок, колышущий волнами молодую траву. Кажется, что вся степь колышется в такт этому ветру. Глядя на картину, начинаешь слышать этот ветер. Поражает и масштабность полотна с идеально чистой степью. Нет никаких лишних деталей. Только природа и ее дыхание. Каждая из работ Куинджи наполнена жизнью. Видна неподдельная любовь автора к природе. В большей части он отображал на полотнах украинские земли. И это не удивительно, ведь он родом из этих мест. В числе лучших его работ стоит полотно «Днепр в ночи». Он не может не впечатлить зрителя. Это полотно радует всех, кто хоть мельком взглянет на него. Оно радует своей красотой и величием мощного Днепра. Это невозможно описать словами. Нужно просто смотреть и молча радоваться.