Анализ картины Архипа Куинджи Красный закат - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи Красный закат

Анализ картины Архипа Куинджи Красный закат

Как и многие другие великие пейзажисты Архип Куинджи в своем творчестве пытался отобразить природу во всем богатстве красок, форм и проявлений. Не обошел стороной автор и тему закатного периода времени с его специфической и уникальной палитрой.

Можно сказать, что для раннего и зрелого периодов творчества Архипа Куинджи тема заката не является характерной. Более того, в последнее десятилетие своей жизни Куинджи написал столько же картин, связанных с закатной темой, сколько за всю остальную часть своей жизни. Довольно символично.

При этом у позднего, «закатного» периода в жизни художника есть и определенная предыстория. В 1882 году, буквально через 2 года после создания «Лунной ночи на Днепре», проходит предпоследняя выставка автора, после которой он в творческом плане становится затворником.

В последующие годы Архип Куинджи будет много уделять времени преподаванию и благотворительности, но именно свои работы он представит только в 1901 году — уже в последний раз в жизни и гораздо менее публично. Из творческого затворничества в частности следует и расплывчатая датировка у многих картин художника, и отсутствие подробностей об их создании, а также реакции современников в моменте.

Тема угасающего солнца в работах русского и украинского художника Архипа Куинджи реализуется через серию полотен, среди которых «Красный закат», «Закат с деревьями», «Закат над сосновым лесом», «Закат в степи на берегу моря» и другие. Все они были написаны преимущественно в период с 1898 по 1908 гг. В настоящее время данные работы хранятся во множестве музеев по всему миру.

Особенностью закатных пейзажей Куинджи является их меланхоличный, минорный тон. Необычайная реалистичность изображения достигается путём использования естественных природных цветов – оранжевого и светло-жёлтого, которые оттеняются насыщенным фиолетовым. Работы словно пропитаны светом настоящего солнца, отблесками полыхающего заката, живым дыханием природы.

В некоторых из картин можно увидеть метафору: постепенно и неуклонно гаснущее солнце как олицетворение жизненного цикла, имеющего своё начало и конец. Минорное ощущение в картинах Куинджи создаётся с помощью полутонов, из мягкого перетекания цветов один в другой. Эмоциональная составляющая работ основывается на личных переживаниях художника и отражает его элегическое мироощущение, которое сливается с чувством разочарованности, бесцельности и неизбежной конечности человеческой жизни. В отдельных закатных пейзажах Куинджи интерпретируется тема дороги как излюбленная и часто встречающаяся в русской живописи и литературе.

В работе «Красный закат» Архипа Куинджи, являющейся главной в так называемом «солнечном цикле» художника, небесный пожар разгорается с особенной силой, освещая мир напряжённым светом плавящегося солнца, готового уступить права приближающейся ночи. Творчество Куинджи часто соединяет в себе противоположные стихии: страсть и безмятежность, слабость и силу, день и ночь, солнце и луну. Солнце в языческих представлениях олицетворяет жизнь, и эти древние фольклорные мотивы прослеживаются в закатных пейзажах мастера.

А теперь переходим к самой картине «Красный закат», которая считается одной из последних крупных работ в биографии Архипа Куинджи. Кстати, данное полотно фигурирует и под названием «Красный закат на Днепре», что опять же несколько символично, так как именно изображение Днепра ранее принесло ему наибольшую славу.

Прежде всего, надо сказать, что у данной работы существует два эскиза. Первый во всем довольно далек от итоговой версии и был создан еще в 1890-е, а сейчас хранится в Государственном Русском музее.

Второй уже гораздо ближе к известной картине, однако отличается как степенью детализации, так и оттенками. Так как Архип Куинджи родился в Мариупольском уезде, то Мариупольский художественный музей носит его имя и получил во владение три работы художника, включая и эту. И здесь, в связи с последними событиями в мире, история достаточно грустная. В результате боевых действий около 95% экспонатов Мариупольского краеведческого музея, филиалом которого является художественный музей, было утеряно. К счастью, эскиз «Красного заката» оказался среди спасенных ценностей: директор музея какое-то время буквально хранила его у себя дома.

Наконец, наиболее известная версия была создана в промежутке между 1905 и 1908, то есть окончена всего за 2 года до смерти художника. Судьба ее в дальнейшем достаточно необычна: в промежутке между 1916 и 1918 она была продана частному лицу, а в конце 1960-х годов оказалась в США, обосновавшись в итоге в коллекции Метрополитен-музея в 1974 году. По сути это единственная работа автора, находящаяся за пределами территории бывшего СССР.

Я не буду рассказывать о том, как «правильно» смотреть на эту картину по мнению уважаемых искусствоведов, так как считаю это бессмысленным в случае пейзажей. Поэтому далее следуют лишь субъективные впечатления и ассоциации.

Первоочередное значение в случае этой картины имеет цветовая гамма, ведь не просто так она получила свое название. Однако цвет в наименовании в данном случае как будто перешел к картине от первого эскиза: там действительно можно увидеть красные оттенки, чего не скажешь о финальной версии. В ней солнечный свет не только изменил палитру, но теперь и дополнительно приглушен массивным облаком, в результате чего картина производит более спокойное и «теплое» впечатление. Отдельное удовольствие доставляет и достаточно детализированное отражение света на воде.

Во-вторых, у картины очень причудливая геометрия. Основное внимание в этом смысле неизбежно приковывает гигантское облако необычной формы, напоминающее то ли какую-то шляпу (мне слегка Распределяющую), то ли медузу, то ли вообще нечто инопланетное и как будто живое за счет света солнца. Сложно вспомнить много примеров, чтобы облако настолько доминировало в композиции на картине, хотя известная картина младшего современника Куинджи, Николая Дубовского, все же неизбежно приходит в голову:

Кроме того, интерес представляет и композиционная составляющая картины в целом. Можно представить, что объекты здесь в некотором смысле разбиваются на тройки. Наиболее очевидная — протянутая река с берегами, привлекающая строгостью формы. Однако и в облаке при желании их можно попытаться увидеть: сначала три вытянутых нижних слоя, а потом выше еще три с увеличением объема. Выбивается явно разве что задний план, хотя и здесь имеет место характерная для картины протяженность.

Наконец, с учетом места картины в биографии Архипа Куинджи, можно и слегка поэтизировать ее сюжет. Видно, что по сравнению с эскизом художник более детально проработал передний план, и теперь гораздо лучше можно представить образ наблюдателя, находящегося на некотором возвышении. Он, с одной стороны, как бы прощается с уходящим, а, с другой стороны — принимает неизбежность приближения грядущего. Но большой драмы здесь не чувствуется, для меня свет угасающего солнца на картине символизирует смирение и умиротворение.