Анализ картины Архипа Куинджи После дождя - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи После дождя

Анализ картины Архипа Куинджи После дождя

Работа впервые была представлена широкой публике в рамках выставки «передвижников», с которыми мастер сотрудничал. Картина была восторженно принята критикой, которая, в очередной раз, отмечала непревзойденное мастерство автора в изображении света.

Куинджи – русский мастер пейзажа, природа в картинах которого предстает практически одушевленной, живым существом, существующим параллельно с человеком.

«После дождя» Архипа Куинджи изображает хутор где-то на юге России – нигде больше не бывает такого насыщенных цветов, электрической напряженности воздуха, от которой встают дыбом волосы на шее сзади, там, где самое чувствительное место.

Темные тяжелые тучи нависают над миром. Они выписаны с экспрессией, похожи на бурлящий котел самых разнообразных смешанных цветов. Из них только что лился дождь, сверкали острые клинки молний, от их столкновений громыхал тяжелый гром. Но вот, гроза кончилась, и в тучах намечается просвет – едва заметная синева, которая скорее даже предчувствие чистого неба, чем оно самое. Этой прорехи солнцу хватает, чтобы бросить вниз сияющие лучи. Они высвечивают, как божественным сиянием, участок травы, который кажется земным видением рая.

Сам хутор залит тем же светом. Невысокие домики лепятся к дружке, словно испуганные грозой, бежит к узкой, переполненной речке, дорога. Неподалеку пасется одинокая лошадь, и никаких людей на картине нет, только полнокровное, влажное ощущение от прошедшей грозы, ликование природы, пережившей очищение.

Славяне верили, что когда громыхает гром, земля сочетается браком с небом. Скандинавы верили, что это бог Тор, рыжий бородач, едет на своей колеснице по небу и мечет молот в порождения тьмы, желающие захватить мир. Для всех религий – языческих, завязанных на изменения природы – гроза была неким высшим актом очищения и любви, и это легко понять.

После дождя природа дышит свежестью. Кажется, что ярче светит солнце, и дышится полной грудью так хорошо, что воздух кажется похожим на пьянящее вино.

«После дождя» прекрасно передает это ощущение. Смотреть на неё значит заново переживать все грозы своей жизни.

Перед зрителем яркий, сочный пейзаж, обновленный сильным и животворящим дождем. Судя по облакам, гроза была нешуточной. Вода смыла с травы все признаки долгого зноя и засухи. Жадно впитав в себя влагу, поля взорвались ярким зеленым цветом под лучами вечернего солнца. Темные и зловещие облака еще полны грозой, но стихия уже отступает, чтобы оживить другие места.

Маленький хутор на высоком холме наряден и уютен. Контрасты работы создают атмосферу наступившей после дождя легкости и ароматности. Тишина и покой освещенной части работы противопоставлены буйству стихии в небесах. Сложное движение туч, напряженное и сильное, уже не страшит зрителя. Взгляды его прикованы к солнечно яркой части пейзажа.

Поросшие камышом берега небольшой речки, обласканные дождем, создают дополнительный уют и «звуковой» ряд картины. Зритель «слышит», чувствует, осязает увиденное.

Картина написана несомненно с натуры. Несмотря на использование ярких, чистых и очень контрастных тонов, пейзаж выглядит очень реально. Точность линий, внутренняя гармония картины делает ее одной из самых выразительных в творчестве мастера.