У Архипа Куинджи не много безрадостных картин, но «Осеннюю распутицу» можно назвать одним из самых безрадостных и безнадёжных сюжетов.
Выбор социальной темы был обусловлен стремлением начинающего живописца примкнуть к Товариществу художников-передвижников, которые ратовали не только за знакомство с изобразительным искусством более широких масс, но и за социальность самого искусства – проблема неравенства, тяжёлая жизнь бедных слоёв населения проходили основным лейтмотивом в картинах многих представителей Товарищества.
Что же изображает эта мрачноватое полотно? Неприглядную обыденность русской деревни. По размокшей дороге едет повозка. Мы видим худую запряжённую лошадь.
Четыре колеса оставляют глубокие слякотные борозды, демонстрирующие то, что дорога больше напоминает просто грязь. Слева от дороги видны следы – одни побольше, другие поменьше. Это женщина с ребёнком, согнувшись от тяжёлой сырости, уходит в сторону деревушки, которую едва заметна из-за серо-голубого тумана. Голое, абсолютно одинокое дерево, выглядит как завершающий штрих к этому грустному пейзажу.
Мы видим степь, которая совершенно раскисла от осенних дождей. Небо полностью серое и унылое. По дороге пытается проехать повязка, но она постоянно вязнет в грязи. Слева идут ребенок и женщина. Неизвестно, где художник писал этот великолепный пейзаж.
Эта работа художника максимально реалистична. Не существует другого произведения этого времени, настолько полно передающего беспросветность российской жизни. Пейзаж носит оттенок жанровости. Именно он вносит некий сентиментальный оттенок, который не столь характерен для русских пейзажей.
Мотив дороги был характерен для многих картин той эпохи. Она настолько же бесконечна, как и терпение людей. Что касается цветового решения, то оно абсолютно небывалое для пейзажа реалистического характера. Его убедительность максимально чувственна. Мы ощущаем особую промозглость воздуха, который словно напоен влагой. Кажется, что так и слышно характерное чавканье грязи, по которой идут ребенок и женщина.
Осенний пейзаж словно весь пронизан серой мглой. Он рассказывает о бедных людях, в жизни которых все также тускло и абсолютно безрадостно.
Куинджи использовал в своей картине всевозможные оттенки серого и коричневого. Здесь нет ни одного яркого пятна, и это неслучайно. Все изображение сливается в единую серость, которая создает у зрителей такое же безрадостное настроение. Все существование бедных людей беспросветно. Зрители ощущают это в полной мере, лишь взглянув на эту картину. Каждая деталь осенней природы максимально осязаема и невероятно значима. Здесь все значимо и неслучайно.
Небольшой просвет мы видим лишь на горизонте. Он озаряет картину изнутри. Скорее всего, это осеннее солнце пытается, но безуспешно пробиться сквозь тучи. Наше настроение от этого света не улучшается. Он не помогает скрасить этот унылый пейзаж, который остается таким же грустным.
Некоторые исследователи усматривают в образе длинной дороги аллегорический смысл – бесконечная дорога символизирует бесконечное людское терпение.
Эта одна из самых ярких, реалистических работ Куинджи. Причём сильный эффект обусловлен не только характером сюжета, композиционным построением, но и цветовым наполнением. Коричнево-зелёная земля, чёрные борозды от колёс, тёмное сине-серое небо, и всё это укутано густым и тяжёлым туманом. Разорение и нищета – вот, что показывает нам Куинджи сквозь хмурый осенний пейзаж.
Полотно Архипа Куинджи Осенняя распутица поразительно передаёт влагу и, кажется, можно почувствовать на себе холодные капли промозглого утра, сырость и хлюпающую грязь под ногами. Удивительный осязательный эффект, говорящий о величайшем таланте молодого живописца.
Кажется, что светлая полоса у горизонта должна повлиять на общее настроение, но этого не случается. Светлая безоблачная даль только подчёркивает мрачную действительность, играя на контрасте с серостью переднего плана.
Таких реалистичных и щемящих работ у Куинджи немного. Очень скоро Архип Иванович окреп, набрался уверенности, и смело покинул общество передвижников. Сохранив со многими членами Товарищества дружеские отношения, Куинджи пошёл своей дорогой – отказавшись от социальных тем, он стал мастером поэтического пейзажа, создав в этом жанре настоящие бессмертные шедевры.