Архип Куинджи носил тюркскую фамилию, прославился изображениями украинской природы, но считал себя русским. Его любовью к русской зиме, снегу наполнены пейзажи, подобные представленному. Используя эффекты контрастной светотени, причудливых выразительных форм, художник передает поэтический образ зимнего леса с солнечными бликами.
Архип Куинджи – художник греческого происхождения, родившийся в семье бедного сапожника. Родители мальчика рано умерли, воспитывали его тетя и дядя. Маленький Архип плохо учился, зато с раннего детства великолепно рисовал. Но работать будущему живописцу тоже пришлось с самых юных лет, и он поменял множество различных профессий – пас гусей, помогал на стройке, торговал хлебом.
Именно один из работодателей заметил талант мальчика к рисованию и посоветовал ему поехать в обучение к Айвазовскому, но Айвазовский поручал Архипу только толочь краски. В Академию художеств он тоже поступил только с третьего раза. Однако в дальнейшем его талант был широко признан, а картины неизменно вызывали восхищение зрителей. В зрелости он был признанным мастером так называемого «философского пейзажа» – пытаясь постигнуть в своих работах «конечный смысл вещей», Куинджи экспериментировал с красками и формами и добился своего собственного, отличного от других художников, стиля.
Полотно «Солнечные пятна на инее» ярко иллюстрирует творчество художника. Яркий, но загадочный солнечный свет, многократно преломленный и отраженный в кристаллах инея, создает объемную пространственную композицию. Из широких, плавных, округлых мазков складывается реальный образ заснеженного леса, глубоких мягких сугробов, укрывших землю, и пушистых ветвей деревьев.
Темно-синие деревья вдалеке почти сливаются с лазоревым цветом неба. Солнечные лучи падают косо, создавая ослепительные блики и глубокие контрастные тени. Деревья на картине обобщены и напоминают кучевые облака – но у каждого, кто хотя бы однажды был зимой в лесу, возникает ощущение дежавю. Зритель как будто оказывается посреди заснеженной полянки в глубине русского леса.
В натурном пейзаже Архипа Куинджи Солнечные пятна на инее художник создал свой особый мир зачарованной, сказочно преображенной лунным сиянием природы. Взяты только самые общие формы, подробности опущены. Только свет и тень в точных соотношениях. Так достигнута выразительность. Зимний лес замер, словно околдованный, превратился в поэтическую сказочную декорацию. В трактовке деформированных прозрачным светом заснеженных деревьев, напоминающих застывшие на поверхности разверзшейся небесной сферы тяжелые облака, в текучих узорчатых пятнах лунного света на прогалине, вогнутой форме которой как бы вторит сложный овал, образуемый кронами деревьев, причудливо рисующихся на небе, ощущается стилистика модерна с его культом изощренной линии и стилизованной формы.