Анализ картины Архипа Куинджи Солнечные пятна на инее - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи Солнечные пятна на инее

Анализ картины Архипа Куинджи Солнечные пятна на инее

Архип Куинджи носил тюркскую фамилию, прославился изображениями украинской природы, но считал себя русским. Его любовью к русской зиме, снегу наполнены пейзажи, подобные представленному. Используя эффекты контрастной светотени, причудливых выразительных форм, художник передает поэтический образ зимнего леса с солнечными бликами.

Архип Куинджи – художник греческого происхождения, родившийся в семье бедного сапожника. Родители мальчика рано умерли, воспитывали его тетя и дядя. Маленький Архип плохо учился, зато с раннего детства великолепно рисовал. Но работать будущему живописцу тоже пришлось с самых юных лет, и он поменял множество различных профессий – пас гусей, помогал на стройке, торговал хлебом.

Именно один из работодателей заметил талант мальчика к рисованию и посоветовал ему поехать в обучение к Айвазовскому, но Айвазовский поручал Архипу только толочь краски. В Академию художеств он тоже поступил только с третьего раза. Однако в дальнейшем его талант был широко признан, а картины неизменно вызывали восхищение зрителей. В зрелости он был признанным мастером так называемого «философского пейзажа» – пытаясь постигнуть в своих работах «конечный смысл вещей», Куинджи экспериментировал с красками и формами и добился своего собственного, отличного от других художников, стиля.

Полотно «Солнечные пятна на инее» ярко иллюстрирует творчество художника. Яркий, но загадочный солнечный свет, многократно преломленный и отраженный в кристаллах инея, создает объемную пространственную композицию. Из широких, плавных, округлых мазков складывается реальный образ заснеженного леса, глубоких мягких сугробов, укрывших землю, и пушистых ветвей деревьев.

Темно-синие деревья вдалеке почти сливаются с лазоревым цветом неба. Солнечные лучи падают косо, создавая ослепительные блики и глубокие контрастные тени. Деревья на картине обобщены и напоминают кучевые облака – но у каждого, кто хотя бы однажды был зимой в лесу, возникает ощущение дежавю. Зритель как будто оказывается посреди заснеженной полянки в глубине русского леса.

В натурном пейзаже Архипа Куинджи Солнечные пятна на инее художник создал свой особый мир зачарованной, сказочно преображенной лунным сиянием природы. Взяты только самые общие формы, подробности опущены. Только свет и тень в точных соотношениях. Так достигнута выразительность. Зимний лес замер, словно околдованный, превратился в поэтическую сказочную декорацию. В трактовке деформированных прозрачным светом заснеженных деревьев, напоминающих застывшие на поверхности разверзшейся небесной сферы тяжелые облака, в текучих узорчатых пятнах лунного света на прогалине, вогнутой форме которой как бы вторит сложный овал, образуемый кронами деревьев, причудливо рисующихся на небе, ощущается стилистика модерна с его культом изощренной линии и стилизованной формы.