Анализ картины Архипа Куинджи Эльбрус вечером - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи Эльбрус вечером

Анализ картины Архипа Куинджи Эльбрус вечером

Творения Куинджи трудно спутать с другими полотнами. Это благодаря тому, что в них есть своеобразный стиль, сглаженность образов. Пейзажи всегда удавались ему лучше всего. Художник написал немало циклов, объединенных одной тематикой. Существует целый ряд полотен, посвященных величественному Эльбрусу.

Экспрессионисту Куинджи свойственно по-особому изображать природу, ее состояние в любое время суток. Есть у него что-то общее с известным художником Клодом Моне. 1890 год. Автор едет на Кавказ. Его поразило величество гор. Чтобы передать первобытную красоту, ему пришлось превзойти самого себя, выработав новые приемы, усовершенствовать свою же технику письма.

Пейзажи известного русского художника Архипа Куинджи сразу можно угадать по некой стилизованности, сглаженности, обособленности изображаемых образов. Известна целая серия многочисленных видов вершины Эльбруса – «Эльбрус днем», «Эльбрус вечером».

Куинджи, как и многие другие импрессионисты пытался изобразить мельчайшие изменения состояния воздуха и природы в разное время суток ( как например, серия Руанского собора у Клода Моне). Серия возникла тогда, когда в 1890 году Куинджи побывал на Кавказе. Он был восхищен горами! И в каждой работе он пытался использовать различные приемы и техники изобразительности.

Хотя отнюдь не импрессионистический подход играет здесь основную роль – цель художника найти и создать идеальный, могущественный образ природы, связанный со всем миром с помощью гармонии.

Пик Эльбруса у Куинджи настолько связан с небом, будто они соединены воедино. Такой сакральный эзотерический подход и вообще «горные» серии мастера, как оказалось в будущем, сильно повлияли на учившегося у него Николая Рериха – знакомые с творчеством Рериха сразу найдут параллели.

Эльбрус, вершина Кавказа, буквально горит и пылает, освещенная сиянием заходящего солнца. Плавные холодные тени дымкой окутывают подножие горы.. Зеленовато-оранжевое небо, сиреневые облака, в которых также отражаются нежно-розовые лучи.

Последние мгновения солнце бросает лучи на вершины ближних гор и холмов на переднем плане, они начинают уже потихоньку затухать. Мы видим, как темнеет земля, но на некоторых участках ещё виднеются отблески горящего неба.

Живописец мечтает показать величие природы, ее могущество, но, ни в коем случае он не уходит от гармонии, которая связывает вокруг себя все живое и неживое.

Вершина Эльбруса как будто подпирает небо, связывая гору и воздушное пространство воедино. Такой подход был замечен в дальнейшем учениками Куинджи, тем же Николаем Рерихом. Если посмотреть на произведения этого художника, можно найти много параллелей. Солнце близится к закату и своими лучами освещает вершину Кавказских гор. Кажется, будто на самом Эльбрусе начался пожар: все горит, полыхает. А у подножия горы прохладно, художник подчеркивает это холодными оттенками. Небо становится зеленовато-оранжевым, плывущие по небу облака с оттенками сиреневого цвета, их пронизывают розоватые солнечные лучи. Такие контрасты тоже у Куинджи не редкость. Закатывающее солнышко в последний момент успевает бросить свой свет, он показывается на вершинах гор, виден он и на холмах, что разбежались по переднему плану. Лучи постепенно затухают. Земля становится темной, но те места, где лучи еще не успели «убежать», они отсвечивают, блестят, делая небо горящим.