«Эльбрус. Лунная ночь» — это этюд Архипа Куинджи на тему природы Кавказа. Набросок считается подготовительной работой перед написанием картины. Он выполнен масляными красками по бумаге.
Изображенный Куинджи Эльбрус ослепляет сиянием снежной вершины, словно вырастающей из окутанных мглой гор. Эффект свечения достигался благодаря тому, что художник знал действие физического закона дополнительных цветов. Теория была разработана многими учеными, в России ее пропагандистом был Петрушевский.
Куинджи шел, по существу, экспериментальным путем, об этом говорят многочисленные этюды одной и той же композиции. Он использовал очень ограниченную палитру, но подбирал ее так, чтобы краски усиливали друг друга до создания иллюзии свечения.
Добиваясь в своих пейзажах подлинной убедительности состояния ночной природы при лунном освещении, Куинджи стал новатором в воплощении реального света в живописи. Каждая картина, появляясь на выставках, вызывала у публики одновременно и восторг, и изумление – какими волшебными «лунными» красками созданы им произведения?
Несмотря на сопутствующую Куинджи славу, в 1880-е годы после создания имевшей у современников ошеломительный успех картин «Лунная ночь на Днепре» (1880, Русский музей), художник перестал участвовать в выставках. На протяжении более чем двадцати лет он работал в своей мастерской над произведениями, которые никогда не показывал ни друзьям, ни многочисленным ученикам. Лишь в 1913 году на посмертной выставке А. И. Куинджи публике были представлены полотна мастера.
С момента появления полотен мастера на выставках лучшие приобретались П. М. Третьяковым, а в 1914 году Общество А. И Куинджи, основанное силами его учеников, принесло в дар Галерее картину «Эльбрус».
К лунному свету русский художник всегда относился с трепетом. Ночью открываются сокровенные тайны природы и суть вещей – считал он. Вершина горного хребта и долина реки в поздний час представляются совершенно иначе. Света звезд и ночного светила достаточно, чтобы разглядеть скалы и снежную шапку Эльбруса. Это самый большой в европейской части континента вулкан, который спит крепким сном. Величие природы и хрупкость человеческой жизни – главная тема полотна.
Куинджи – достойный ученик Ивана Айвазовского. У старшего товарища Архип Иванович перенял силу, глубину и значимость красок. Холодные серебристые оттенки способны передать не только климат и явления природы, но также загадку мироздания. Цветовые решения создают объемное пространство, достойное величия гор. На границе света и тени заметна резкая граница и контраст цветов мы видим. Несмотря на сдержанные тона, в деталях можно обнаружить почти всю доступную автору палитру.
Лунный свет – особая материя. В отличие от известной «Ночи над Днепром» зритель не видит луну. Источника света нет, но интуитивно чувствуется его расположение в левом верхнем углу. Ночные метаморфозы на этом не заканчиваются. Обратите внимание: река на дне ущелья отражает свет не луны, а снежной вершины.
Горная вершина возвышается, и ее видно на много километров. Этим и воспользовался художник в попытке передать величие и могущество гиганта. Покрытый толстым снегом вулкан уже долгие годы молчит. Было время, когда Эльбрус боялись, на него смотрели, как на угрозу. Теперь он расплачивается за этот страх, даря людям уверенность в своей защите. Днем и ночью, служа сторожевой башней, вулкан охраняет тех, кто поверил ему. Тихая луна в благодарность за службу, одаривает своим холодным, ярко-белым светом вершину. Горная речушка стекает с высоты, неся людям источник жизни.
Изобразив грандиозное величие Эльбруса, как показатель благоговения живописца перед этим гигантом, Куинджи внушает это чувство и зрителям. Я потрясена видом, вершины, и то, какую роль автор прописал своей любимице. Картина заслуживает благодарных отзывов.