Анализ картины Анри Матисса Натюрморт - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Анри Матисса Натюрморт

Анализ картины Анри Матисса Натюрморт

Автор стал известным благодаря своеобразной манере выражать чувства через цвет и форму. Полотно размером чуть больше двух метров в ширину, сюжет – с преобладанием оранжевого и зеленых цветов, вызывающих абстрактную радость.

Композиция натюрморта не отличается предметным многообразием. Со стены опускается на горизонтальную твердую поверхность красочная ткань. Узор узнается по другим картинам Матисса. Но как приверженец фовизма, он не забывает кардинальным образом менять палитру. Здесь скатерть лазурная с насыщенными спокойными разводами синего цвета. Многомерность пространства обозначена слабо, позволяя делать акцент на общем впечатлении от переданных эмоций живописца.

На столе три предмета небольших размеров: сияющий прозрачный графин яркого бутылочного цвета; совсем рядом – стеклянная белая ваза, наполненная спелыми фруктами; чуть поодаль – большой коричневый кофейник. Ощущается душевная привязанность художника к изображаемым простым предметам. Показанная узорчатая скатерть считается его любимой, а посуда восхищает нас фигурной красотой и отблесками света. Оригинальным отступлением от классической живописи является отсутствие у предметов тени.

Яркие контрасты, изумительно сочные краски, ритмичный восточный орнамент ткани – все это призвано пробудить у зрителя чувство насыщенности жизни. В нелегкие времена, когда пришлось творить живописцу, общество особенно нуждалось в новой радости, надежде и отдыхе от всего мрачного, гнетущего, пугающего. Такими спасительными средствами оказались натюрморты Матисса.

«Натюрморт с голубой скатертью» Анри Матисса дарит состояние безмятежного созерцания, детской легкости и чистоты восприятия. Неприхотливый узор синеватой скатерти, забавный, энергичный, нечеткий, завлекает внимание зрителя и будто бы напоминает о том, что жизнь – всего лишь игра – красочная и радостная.

Работу над произведением Матисс начал во Франции, где вдохновением для написания послужила природа и культура южной ее части.

Все его штрихи четкие, точно подчеркивающие основные фигуры. Каждый фрагмент несет в себе историю, но стоит отойти всего на несколько шагов назад, как холст складывается в нечто фантастическое, нарушая все законы бытия. В 1906 году картина была представлена на всеобщее обозрение на выставке представителей фовизма и приобретена американским коллекционером Лео Стайн.

Этот шедевр – одна из лучших работ художника. Яркая и смелая, она до сих пор вызывает восхищение и восторг ценителей искусства. В ней объединены воплощение любви и блаженства, спокойствие и наслаждение, стыд и безрассудство.

Благодаря столь насыщенной палитре красок художник смог передать весь смысл жизни людей, живущих в садах Эдема. Настоящий рай, без фальши и ненависти. Неподдельная гармония природы и человека: чистого воздуха, солнечного света и сказочного леса.

Все персонажи этого произведения выглядят безмятежными, не стесняются своей наготы и естественной красоты.

Девушка играет на духовом инструменте, не обращая внимания на пару, которая неподалеку предается любви. На заднем плане танцует в нирване хоровод из нескольких человек. Молодой пастух со своим немногочисленным стадом, обнимающаяся пара, девушка, стоящая в полный рост, рядом – собирающая цветы и две девушки лежащие в центре – никто никого не обременяет.