Анализ картины Анри Матисса Красные рыбки - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Анри Матисса Красные рыбки

Анализ картины Анри Матисса Красные рыбки

Матисс – известный французский художник, лидер движения фовистов, которое просуществовало всего двадцать лет, но оставило своеобразный след в истории, Фовизм родственен импрессионизму и доводит его до крайней точки, в которой перестает играть роль форма и начинает играть её эмоция и цвет.

Фовизм предельно упрощает, не зацикливаясь ни на каких рамках. Легкая кисть, тонкие мазки, игра со светом и тенью, яркие, подчас кричащие, цвета – все это нужно исключительно для выражения эмоции. На картине Матисса у женщины мог быть зеленый нос, если это придавало ей выразительности, а на вопросы, почему он считает это допустимым, если в жизни у женщин точно не зеленые носы, он отвечал: “Я рисую не женщину, я рисую картины”.

Одна из самых очаровательных работ Анри Матисса — картина «Красные рыбки». Полотно в стилистическом плане не даёт уверенной определённости, скорее «Рыбки» Матисса — это стык импрессионизма и фовизма.

Всё в этой картине не так – слишком яркие нереалистичные цвета, странная композиция, абсолютное пренебрежение пропорциями и проекцией. Поверхность стола представляет собой идеальный круг, что указывает на то, что он изображён сверху, но вдруг Матисс пририсовывает изящную ножку, как если бы стол изображался сбоку, да и аквариум соответствует боковому изображению, иначе мы бы видели рыбок лишь сверху, а так можем любоваться ещё и их ярким отражением на поверхности воды. Удивительно, но эта нелогичность ни в коей мере не искажает полотно, наоборот вся композиция отличается стройностью и чрезвычайной гармоничностью.

Одним из основных элементов-символов в картине является круг. Зритель может заметить эту фигуру не только в форме стола, но и в форме аквариума, листьях растений, ножки столика, и даже парковое ограждение, ни что иное, как вытянутые круги, и четыре рыбки двигаются в аквариуме по кругу.

Цветовой колорит, яркий и контрастный, не лишает, тем не менее, полотно реалистичности, но правдивость эта особенная – с такой непосредственностью и восхищением на рыбок может глядеть только ребёнок своим чистым взором.

Необычайно спокойная, какая-то нереальная, картина «Красные рыбки» Матисса не перестаёт восхищать зрителей и годы спустя. И нет здесь драмы, или развёрнутого сюжета, а от ярких рыбок в прозрачной воде просто невозможно отвести взора. Позже автор повторил этот узнаваемый мотив в нескольких своих работах.

Одна из самых замечательных работ Матисса находится сегодня в Москве, благодаря С.И. Щукину, купившего полотно у самого автора, с которым его связала тёплая дружба.

“Красные рыбки” Анри Матисса  – не самая далекая от реализма картина. На первый взгляд она кажется даже вполне понятной и нормальной. Аквариум, рыбы, цветы и зеленые листья, ничего, что могло бы показаться необычным. Но стоит присмотреться, и окажется, что у картины заметно нарушена перспектива. Аквариум зритель видит сбоку, как и ножку стола, а вот столешницу – сверху, иначе она не казалась бы такой круглой.

Рыбки в аквариуме плавают по кругу – они красные, лупоглазые, с открытыми ртами – и круг этот поддерживает и форма стола, и завивающаяся оранжерейная оградка, и растения, тоже образующие своеобразную окружность. Цвета картины довольно мягкие, по сравнению с привычным для фовизма буйством – почти приглушенные, и сама картина передает настроение, а не рассказывает некий сюжет.

Наделенный воображением зритель может увидеть в ней символическую бесконечность – что есть круг, если не она? – почувствовать лирическое настроение художника, задумавшегося о том, как ничто не имеет ни начала, ни конца, и поместившего в аквариум рыбок, чтобы передать этот краткий миг прозрения.