В марте 1906 года состоялась вторая выставка представителей фовизма. На ней нельзя было не заметить яркую крупную картину лидера фовистов Анри Матисса, именуемую «Радостью жизни». Художник принялся за работу над ней годом ранее, пребывая на юге Франции.
Набравшись впечатлений в более солнечной части страны, Матисс отправился воплощать зародившиеся идеи в новую мастерскую. Снятое помещение в заброшенном монастыре оказалось очень просторным, а это, безусловно, оказало влияние на создаваемые здесь шедевры.
Свобода пространства вдохновила на свободу мысли. «Радость жизни» Анри Матисса – полотно размером более двух метров в ширину, абсолютно новое по стилю не только для самого Матисса, но и для изобразительного искусства в целом. Ее отличительные черты: большие области закрашены одним цветом, фигуры подведены отчетливыми жирными линиями, характер изображения схож с персидскими миниатюрами и японскими гравюрами.
Французский живописец умело передал целый вихрь эмоций с помощью игры цвета и видоизменения форм. «Радость жизни» соединяет в себе мотивы безудержных вакханалий и умиротворенность пасторали. Нагие фигуры мужчин и женщин равномерно распределены по нижней половине холста.
Родился Матисс в маленьком городке Като на севере Франции и вплоть до восемнадцати лет не покидал провинции. Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки.
Отец же был торговцем зерном, прочил сыну карьеру юриста и не очень-то был доволен, когда тот решил стать художником. Как и многие другие отцы впоследствии знаменитых художников, он долгое время сомневался в призвании сына.
В отцовском доме будущему художнику трудно было пристраститься к искусству.
Живописью он заинтересовался случайно уже двадцати лет, когда, выздоравливая после болезни, начал срисовывать картинки из попавшего к нему в руки альбома.
Вскоре влечение к искусству захватило его полностью.
Вынужденный заниматься изучением права, молодой Матисс пытался сначала в соседнем городке Сен-Кантен, а затем в Париже соединить с этими занятиями посещение художественной школы.
Обучался живописи у салонного художника А. В. Буро, работал в школе изящных искусств в мастерской Г. Моро. Моро восхищался своим учеником, особенно, его, поражало умение Матисса соединять цвета в своих работах. Чувство цвета у него было развито на интуитивном уровне, он мастерски сочетал основные цвета и их оттенки.
Матисс изучал творчество великих мастеров живописи, писал копии произведений Гойи, Шардена, Коро и других признанных мэтров. Особенное влияние на его творчество оказали работы импрессионистов и постимпрессионистов – Мане, Писсаро, Ренуара и Сезана.
В 1902 -1904 гг. манера письма и стиль художника сильно меняются. Колорит стал более насыщенным и светлым. Он мечтает создать свое направление в искусстве, поэтому много экспериментирует в поисках своего колористического решения. Использует различные манеры письма. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма.
Но в отличие от других мастеров, работающих в этой манере, он клал на полотно неровные мазки, создающие ощущение наслаждения жизнью. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму.
Итогом поисков стало то, что он создал новый плоскостно-декоративный стиль. Основы этого стиля таковы: использование контурных линий, некоторая нежность цветовой гаммы, насыщенные яркие тона для передачи эмоций.
Сам Матисс не упоминал о какой-либо трактовке «Музыки». Существует лишь предположение о том, что изображённые в правой части холста три подогнувших колени фигуры могут олицетворять нотные знаки, а скрипач символизирует скрипичный ключ. Другие искусствоведы полагают, что пунцовый, зелёный и синий оттенки композиции соответственно символизируют три стихии — огонь, землю и воздух
Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке.
Два полотна из этой серии — «Танец» и «Музыка» — находится сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» — так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение.
В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.
Первая мировая война сказалась негативно на его настроении, что нашло отражение в его творчестве. В своих работах этого периода он использует темную гамму цветов, геометрические формы, пытаясь вылить свою депрессию.
С окончанием войны изменился и его эмоциональный настрой. От его полотен начинает веять радостью и эмоциональной приподнятостью, они стали ярче и светлее по колориту.
По свидетельству современников, Матисс в жизни был человеком мягким, деликатным, отзывчивым, открытым, чутким и очень благожелательным. Но когда дело касалось искусства, тогда он проявлял редкую твердость характера.
Он свято верил, что призвание художника — воплощать в искусстве правду, которая ему открылась.
Однако на протяжении своей жизни он постоянно сталкивался с зависимостью искусства от художественного рынка, от маршанов, от капризов моды.
Широкое признание избавляло его от нужды.
Но ему всегда было невыносимо, когда являлись покупатели и необходимо было вступать с ними в коммерческие сделки, а самое главное — расставаться со своими работами, которые самому художнику были нужны для того, чтобы, отталкиваясь от них, двигаться вперед.
Среди многих меценатов, с которыми приходилось иметь дело Матиссу, он, пожалуй, больше других ценил С. И. Щукина. Его подкупал проницательный ум русского собирателя, его тонкий вкус, и он вспоминал о нем с большой теплотой.
В начале 20-х гг. в творчестве Матисса наступает восточный период. Он создает ряд произведений с изображением восточных танцовщиц на фоне ярких ковров. В 30-х гг. в работах мастера всё большее место начинает занимать графика. Некоторые предметы изображаются одним мазком, скользящей линией, намеком, это делает его работы ещё более легкими и воздушными («Розовая обнаженная» 1935 г.). В 1940 г. Матисс пишет натюрморты с букетами цветов, фруктами, с видом на сад из распахнутого окна .
Анри Матисс разработал свой собственный стиль в искусстве, который отличался лаконичностью и гибкостью линий, сочетание ярких контрастов и ровного колорита больших масс, что делало его полотна чувственными и выразительными. В поисках естественной гармонии художник пришел к своеобразному виденью окружающей действительности и выразил это в живописи.
Работы другие художника:
Автопортрет
Итальянка
Женщина в шляпе
Красные рыбки
Окно
Читающая
Площадь в Сен-Тропе
Поднятое колено
Портрет Делекторской
Портрет жены художника
Радость жизни
Разговор
Семейный портрет
Матисс писал:» Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола…
Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».
Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели в восторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины
Удивительно, что художник решил не всегда придерживаться правила перспективы: на одном уровне расположены фигуры разной величины. Подобный прием заставляет теряться в пространстве картины. Как сладкая цветная иллюзия, она поглощает взор, цепляющийся за фигуры танцующих, музицирующих и влюбленных обнимающихся пар.
Фоном для отдыхающих людей служит небо, море, пляж и густые деревья. Пятна синеватого оттенка, зелени, оранжевого и ослепляющего желтого рождают в душе гармонию и ощущение праздника.
На выставке «Радость жизни» приобрел коллекционер из Америки Лео Стайн. Теперь полотно выставлено в США в галерее Барнса.