Творчество Матисса – значительное явление французского искусства начала ХХ века. Его стиль отличался от классических привычных композиций. Современники были ошарашены новизной, буйством красок, силой эмоций, которые вызывали его картины, что назвали художника «диким». С легкой руки термин закрепился за художественным течением «фовизмом», основу которому положил Матисс и его соратники.
Реальность воспринимается Матиссом через калейдоскоп – колоритно, живо, весело, с неким вызовом. Цвета картин яркие, кричащие, формы просты, однако в полной мере передают пластику движений. Полотно «Танец» и «Музыка» были написаны по заказу русского коллекционера С. И. Щукина. Это был фурор!
Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись». Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце». На картине изображен хоровод пяти обнаженных людей, которые, взявшись за руки, танцуют на вершине холма. Яркое звучание трех цветов — красного, синего и зеленого — усиливает впечатление зрителя от монументального полотна, передает ощущение динамики. Художник кладет краски крупными пятнами, обводя их четкими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объемов и передачи глубины пространства. Напор и мощь, заключенные в чистых красках, передают вырвавшиеся на поверхность чувства и страсти. Мотив хоровода многократно повторялся в европейском искусстве, у Матисса же он становится воплощением ритма и экспрессии XX века.
На картине «Танец» Анри Матисса мы видим пять женских фигур, танцующих в хороводе. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс. Звуки музыки полностью овладевают телами танцующих, их грация, изгиб тел ясно показывают динамику.
Картина, словно живая, глядя на нее, мы словно чувствуем вибрации и готовы присоединиться к пляшущим. Не случайно, идея хоровода оказалась столь удачной, что была неоднократно повторена художником, а также подхвачена и интерпретирована скульптурами и постановщиками танцев.
Реальность изображается Матиссом по-своему, его танцующие не обладают идеальными формами, они словно из другого измерения, но в тоже время притягательны и красивы. Последнее чуть ли не стало поводом для отказа коллекционера забирать заказ, однако благоразумие взяло вверх над стереотипами. Женские тела не совсем пропорциональны, прически просты, лица не прорисованы, лишь мазки, передают эмоциональный экстаз.
Вместе с тем танец благороден, женский хоровод завораживает естественностью, легкостью – это свой красочный мир, живущий по законам ритма. Картина масштабна, ее длина составляет 4 метра, поэтому глядя на нее, чувствуется мощь, цельность. Картина «Танец» – это желание автора зафиксировать мгновение жизни, которое удалось в совершенстве.