Сначала может показаться, что Матисс изображает совершенно банальную сцену, которая может происходить в любой день. Мы видим, как утром муж и жена разговаривают.
В персонажах можно угадать самого художника и его супругу. Сделать это непросто, так как Матисс нарочито придает чертам героев схематичность.
Но, если начинать анализировать полотно более глубоко, становится ясно, что не все здесь так уж просто. Художник особым образом интерпретирует действительность.
Синий фон – это не просто цвет стены. Он перерастает в важный символ, становясь важной идеей пространства в целом. Синий невероятно значителен. Он просто завораживает всех зрителей.
Наше подсознание чудесным образом уходит в колдовские глубины морей, к покою и тишине. Это особый источник жизни. Именно отсюда зародилось все живое. Очень важен и зеленый цвет. Он символизирует природу, плодородие. В центре мы видим древо жизни, которое олицетворяет с давних пор весь жизненный цикл.
Как и многие произведения в творчестве Матисса, эта картина лишена перспективы, выполнена крайне скупыми художественными методами, схематична и на первый взгляд проста до бесхитростности. Это простая бытовая сцена — муж и жена разговаривают утром у себя дома у окна с видом на садик.
При хорошем воображении можно представить себе художника, мирно беседующего со своей второй половиной. Но с тем же успехом на их месте может быть любая другая пара, ведь внешность персонажей изображена предельно схематично, как впрочем, и весь окружающий их антураж. В этом и состоит особенность этого полотна. Здесь показаны не конкретные люди и особая ситуация, а архетипы, собирательные образы миллионов семейных пар, сотен тысяч одинаковых мирных утренних разговоров, гигантское количество стандартных комнат и похожих друг на друга садиков.
Интересны методы, которыми пользуется художник. Фигура мужчины кажется состоящей исключительно из прямых линий и чередующихся полос — темное, светлое, темное, светлое. Возможно, таким образом мастер хотел передать двойственную природу мужчины, сочетание в нем добра и зла, прямолинейность мыслей и действий. Женская же фигура вся составлена мягкими текучими линиями, она погружена в черноту — это тайна, мистика, глубокая загадка. Цвета открытые, яркие и чистые, объемы не передаются — картина плоская, а выразительность достигается за счет использования локального цвета.
Растущее дерево и пышное цветение в садике всегда воспринималось как символ жизни, беспрерывное развитие. Насыщенный синий цвет стены, на котором изображены персонажи, очень любим художником и часто повторяется в его полотнах. Его можно интерпретировать как символ космоса, вечности. Тогда становится понятен смысл картины — вечная жизнь, связанная брачными узами пара, любовь и ненависть, будущее и бесконечное развитие как основа существования человечества.
Фигуры мужчины и женщины тоже знаковые. Они становятся ярким воплощением женского и мужского начал. Для выражения мужского художник пользуется вертикальными прямыми линиями. Для женского он использует изящно изогнутые линии, которые впечатляют невероятной плавностью. Союз этот вечен. Благодаря ему, рождается новая жизнь.
Дерево изображено между ними для того, чтобы символизировать жизнь. Решетка выполнена из разных линий. Именно она и становится необычным мостиком между женщиной и мужчиной. Перспективы на этой картине нет.
Предметы художник изображает абсолютно по-другому, чем они являются в реальности. Для живописца важны не вещи, а особые взаимоотношения, которые между ними возникают. Его интересуют вековые связи. Идея становится универсальной и основательной. Сознание невольно уходит в далекую древность.