Анализ картины Анри Матисса Музыка - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Анри Матисса Музыка

Анализ картины Анри Матисса Музыка

Картина внешне очень напоминает «Танец», но начисто лишена его экспрессии и броской выразительности, при том, что оба полотна созданы фактически одинаковыми художественными средствами. Даже краски аналогичны — зеленый фон земли, насыщенный синий — неба, плотный красный — человеческих фигур. И это неудивительно, ведь оба этих полотна взаимосвязаны и задумывались как серия из трех крупных картин, которые должны были размещаться на разных этажах особняка мецената Щукина в Москве. Третье произведение осталось в виде эскиза, так как здание было двухэтажным, а у самого Щукина не хватило храбрости оставить картины такими, какими их видел мастер (слишком явные половые признаки шокировали местную публику).

На картине Анри Матисса Музыка изображены пять фигур, по своему расположению вписанные в неправильной формы круг. И здесь дублируются основные идеи «Танца». На музыкальных инструментах играют две крайние фигуры — стоящая и сидящая сразу за ней, остальные просто подпевают мелодию, сидя в закрытых позах.

Каждое лицо на полотне кажется повторением соседнего, настолько они похожи. Художник старательно добивался этого, лишая своих персонажей узнаваемости и индивидуальности. Это было сделано для того, чтобы все фигуры воспринимались как абстрактное обозначение музыки. Интересно, что в «Танце» все персонажи — это женщины, а в этом полотне задействованы только мужчины, хоть и со старательно закамуфлированной половой принадлежностью.

По своему духу эта картина полная противоположность ее динамичному и очень экспрессивному «брату». Оба полотна сознательно противопоставляются, при этом они столь же мастерски объединены вместе при помощи одинаковой методики исполнения и такой же цветовой гаммы. Они — единое целое дуалистической модели творческого начала.

Щукин – известный в прошлом веке коллекционер хорошо знал Матисса. В 1908 году он решил по-особому украсить свой особняк в Москве и предложил художнику написать для дома два панно.

Необходимо было с помощью аллегории изобразить такие важные искусства, как музыка и танец. Художник создал парные панно. Темы были близки хозяину дома, так как в его доме достаточно часто давались концерты.

Перед, тем как отправить работы в Россию, их выставили на «Осеннем салоне» в Париже в 1910 году. Столь необычная работа художника вызвала настоящий скандал. Обнаженные герои и неожиданное видение темы удивили всех. Щукин решил первоначально отказаться от этих работ, но потом изменил свое решение.

В процессе работы над фигурами мужчин художник стремился сделать их максимально упрощенными. Все герои нарочито лишены индивидуальности. Черты их лиц практически идентичны, то же самое можно сказать и о телосложении. Это необходимо для того, чтобы зритель мог воспринимать данное изображение, как одно целое.

Художник стремился достичь гармонии цвета. Матисс делал упор на контраст. Именно поэтому героев он окрасил красным цветом. Для того, чтобы сбалансировать изображение, живописей использовал синий и зеленый цвета. Фон практически не играет никакой роли, поэтому он максимально упрощен.

Перед нами предстает пять героев. Двое из них играют, а трое поют. Матисс максимально четко воспроизвел позу скрипача, так как сам был виртуозным музыкантом. Мужчины на этом панно словно оцепенели. Силуэты выписаны нарочито упругими линиями для придания полотну особого музыкального ритма.

Матисс очень долго искал идеальное композиционное решение. Сцена переписывалась им несколько раз.

Некоторые исследователи считают, что фигуры справа напоминают ноты, а скрипач может быть символом скрипичного ключа.

Полотно характеризуется свежей гаммой цветов. Герои статичны и полностью изолированы от других. Они максимально погружены в музыку.