Картина чешского художника Альфонса Мухи «Танец» является жемчужиной мирового наследия. Полотно относится к стилям модерн и арт-нуво. Из-под кисти художника шедевр вышел в 1897 году.
«Танец» напоминает иллюстрацию к чудесной сказке или прекрасному стихотворению. Передний план насыщен множеством деталей, контрастирующих друг с другом. Центральный персонаж полотна – девушка. Ее образ изобилует элементами орнамента, что позволяет ей не затеряться среди столь доминирующих деталей. Можно сказать, что этот шедевр
относиться к литографии. Недаром Альфонс славился своим талантом рисовать и оформлять плакаты. В своем творчестве он часто прибегал к трафаретам и специальным краскам. Именно поэтому его работы выходили столь яркими и оригинальными.
Героиня картины – прекрасная молодая девушка, грациозно застывшая в танце. Ее образ изобилует деталями: волосы роскошной длины, насыщенный цвет кожи и глубоко проработанные элементы одежды выгодно выделяют ее не только на фоне более тусклого заднего плана, но и на фоне ярких элементов орнамента, внутри которых находится танцовщица.
«Танец» Альфонса Мухи – произведение, полное динамики, женственности и воздушности. Героиня картины, несмотря на свои округлые, пышные формы, парит в воздухе, словно пушинка. Ощущение невесомости добавляет тончайшая ткань, еле прикрывающая грудь. Почему она в разгоряченном танце до сих пор не упала – загадка. Еще одна деталь, кричащая о легкости движений – босые ноги. Никакая обувь не способна удержать девушку на земле, приковать ногами к полу и остановить вихреносный танец. В эту секунду она полностью принадлежит самой себе.
Внимания заслуживает и оформление пустых углов картины. Муха в свойственной ему манере использует для этого орнамент из стилизованных бабочек. Они сбились в небольшие стайки и кружат вокруг засохших головок хризантем. Использование цветов и летающих насекомых призвано еще больше подчеркнуть невесомость происходящего на картине.
Вишенкой на торте мухинского шедевра является рамка – аллюзия на тонкий шнур, нежно обрамляющий картину. Его наличие завершает композицию легкости, радости и беззаботности.
«Танец» больше похож на иллюстрацию к роману или прекрасному стиху, чем на самостоятельное произведение искусства. Такого эффекта позволили добиться талант Альфонса Мухи вкупе с его навыками литографии и специальными красками. По этой причине на разного рода сувениры, рекламу и товары так любят наносить похожих на эту танцовщицу девушек, также вышедших из под пера Альфонса. Танцовщицу, о которой никто не знает – знатная ли она девушка, которая предпочитает проводить время в танце как занятии, подобающим ее статусу или же простолюдинка, которую головокружительные менуэты хоть ненадолго отвлекают от насущных дел и забот. Зрителю известно лишь одно – она прекрасна и знает это сама.
«Танец» – произведение полное движения, женственности и полета. Героиня картины динамична в своей неподвижности. Ее рыжие волшебные волосы, подол легкого платья, драпировка позади – все находится в танце. Девушку на картине сложно назвать худощавой. Она обладает приятными округлыми формами, которые не мешают ей прекрасно двигаться.
Работа обрамлена в рамку, имитирующую тонкий шнур. Это решение придает ей дополнительную легкость и гармонию. Яркая, эпатажная, молодая барышня замечательно сочетается с таким нечетким окрасом фона. О самой девушки неизвестно ничего. Возможно, эта разгорячённая дама имеет знатное происхождение. Рыжеволосая бестия может быть простой бедной барышней. Доподлинно известно, что она прекрасна и знает это сама.