Анализ картины Альфонса Мухи Весна - Мировые шедевры
Анализ картины Альфонса Мухи Весна

Анализ картины Альфонса Мухи Весна

Имя художника Альфонса Мухи в России не слишком известно, однако за рубежом его оригинальный и неповторимый «модерн» был буквально символом стиля на рубеже «золотого» и «серебряного» веков. Поскольку Муха долгие годы обучался и жил в Париже, был близко знаком с Ван Гогом и Полем Гогеном, его часто принимают за француза, однако родился художник в Моравии, по происхождению был моравский чех, и своей родной Чехословакии он посвятил многие годы и значительную часть творческого наследия.

Полотно «Весна» чешского модерниста Альфонса Мариа Мухи выполнено уникальным способом печати — это литография. Заливка особым химическим составом и контраст абриса некоторых элементов картины, печать станка и какое — либо механическое вмешательство в процесс создания «Весны» Альфонсом Мариа остаются за кадром и совершенно не сочетаются с живописным результатом. Эта тонкая гладь цвета и свежесть сюжетной линии, казалось бы, не должны быть свойственны мужеской руке.

Однако… «Весна» — это панно из цикла А. М. Мухи «Времена года».

Автору принадлежит много работ с сезонной тематикой, в частности посвященных весне. Чем характерна эта картина? В основе сюжетной линии заложены юность и тепло женского тела. Нимфа славянской внешности с огненно-рыжими волосами — любимый персонаж автора. Она напоминает девицу старорусских сказаний, по-своему загадочную и нежную, еще «не тронутую», не сплетающую волосы тугой косой.

Женщина — беспроигрышная аллегория начала жизни и зарождения первых побегов. Героиня-Весна плодовита и румяна, обладает пышными формами, у нее крепкие, но в тоже время, «лебединые» руки. Что держит она в тонких пальцах, побег или ивовую ветвь, уже сочную и упругую? Это музыкальный инструмент — арфа с тонкими струнами.

Единственные ее слушатели — птицы — вестники прихода тепла и таяния снега.

Литография Альфонса имеет теплый сочный колорит, поистине весенние краски, а желтизна фона еще свежа и прозрачна. В охристую зелень перетекает ствол старого дерева. Белые цветы выдают его происхождение, это плодовое древо, видавшее не одну весну. Венчики цветов недавно распустились, кое-где проклюнулись бутоны.

Их чашечки имеют пурпур в пигменте, быть может, Весна отдыхает под абрикосовой кроной. Желто-рыжие волосы переплетены с цветками и поддаются легкому ветру. Девица хороша собой. Ее томный взгляд таит особый темперамент проказницы — Весны.

Льняное платье скрывает молодое тело, выдает сочность и глянец юной кожи в нарочной прорехе.

Альфонс Муха очень наблюдателен, не правда ли? Он ценит красоту женщины, лелеет ее и холит в красках. Автор любит свою Весну, вкладывает в рисунок порцию мужеского взгляда на юность и девственную свежесть девушки. Она еще молода, но все впереди — и тяжесть летнего зноя и более насыщенные краски.

Контраст коры старого дерева и юности героини подчеркнут цветовыми пятнами и четкой градацией палитры. Альфонс не боится четких контуров. Это выдает в его таланте графика и иллюстратора.

Техника, в которой работает художник, не традиционна. И речь идет не о способе воспроизведения сюжета. Сама идея — объединить литографию и прозрачную текстуру краски, так похожую на акварель, путает зрителя.

Начал будущий арт-символ с создания иллюстраций и оформления нескольких печатных изданий в Париже. Его работы маслом переводили в ксилографии, неповторимый чистый стиль живописи Мухи очень импонировал коммерческим поверенным от искусства, ему заказывали театральные афиши и рекламные плакаты для актеров и постановок.

Слава и известность приходят к художнику именно с афишей премьеры для спектакля, где главную роль исполняла блистательная Сара Бернар. Афиша настолько понравилась именитой актрисе, что она заключает с Мухой контракт на шесть лет, заказывая ему также элементы костюмов и декораций. Его художественные работы начинают тиражироваться в плакатах, открытках, календарях, каждый модный салон, творческие мастерские, будуары светских дам и залы престижных ресторанов украшали шелковые панно и эстампы от Мухи.

Стиль ар-нуво, в котором Муха создавал свои неповторимые графические сюжеты, вскоре стали называть «стилем Мухи». Главной тематикой его работ были роскошные, статные, миловидные женщины, окруженные множеством замысловатых цветов и растений, выполненных в подробной восточной интерпретации. Необычайная пластика фигур, необыкновенная привлекательность и очарование изящных завораживающих мухинских девушек и дам снискали ему заслуженную славу певца женской красоты. Муха создает несколько тематических циклов о временах года, цветах, деревьях, звездах, в которых смог выплеснуть всю гамму своего восхищения и преклонения перед властью прекрасного.

Литография «Весна» – один из сюжетов цикла «Времена года», на котором нежная и стройная славянская красавица играет на своеобразной лире, согнутой из длинной ветви дерева, в окружении щебечущих птиц и цветущей вишни. Яркие золотые волосы разлетаются теплыми языками у нее за спиной, тонкое струящееся одеяние запутывается в босых ногах, цепляется за ветви с только что распустившимися цветами. Никакой тревоги, эмоционального надрыва, все пропитано негой, торжеством жизни и бесконечным солнечным светом.