А. Г. Венецианов одним из первых в русской живописи стал писать крестьянский быт. Среди его произведений есть много портретов крепостных, живших в его имении. Особенно хорошо ему удавались образы детей. Алексей Гаврилович открыл в своей деревне художественную школу для талантливых крестьянских ребятишек. Некоторых он даже сам выкупал у других помещиков.
Этюд «Захарка», хранящийся сейчас в Третьяковской галерее, прекрасно показывает силу таланта художника и его выразительного дара.
Моделью для картины послужил реальный мальчик, сын крепостных крестьян Федула и Анны Степановых. Венецианов, видимо проникнувшись симпатией к Захару, будет писать его еще не один раз.
Хоть изображение мальчика и является небольшим этюдом, сила его такова, что заставляет остановиться и рассматривать эти серьезные не по годам глаза.
Образ Захарки заполняет почти всю плоскость картины. Художник неспроста выбрал такой ракурс для своей модели. Голова мальчика слегка повернута к зрителю, но смотрит он в сторону. В его позе спрятано скрытое движение, и в то же время чувствуется крестьянская основательность и уверенность в себе.
Картина написана в темных тонах, только лишь лицо ребенка выделяется светлым пятном. Цвета ненавязчиво переходят один в другой, не отвлекая нас от главного героя.
На первый взгляд лицо Захарки некрасиво: широкие скулы, растрепанные русые волосы, нос картошкой, пухлые губы, густые брови. Но взгляд ребенка совсем не детский, он серьезен и смышлен, развит не по годам. Такой «маленький мужичок».
Дело происходит зимой. Меховая шапка и рукавицы мальчугану явно велики. Скорее всего — отцовские или старшего брата. Это значит, что семья Захара бедная и возможно многодетная, как и большинство простых семей в то время.
Видно, что мальчик уже хорошо знает, что такое тяжелый крестьянский труд. В деревне дети взрослеют рано. В руке он держит топор. Может быть собирается в лес за дровами или идет помогать отцу. Лицо его сосредоточено, наверное, художник оторвал его от важного дела.
Талант Венецианова таков, что образ Захарки вызывает симпатию и сопереживание у зрителя. Видно, что мальчик, хоть и невелик годами, но добр, умен и хороший помощник родителям.
В своих работах живописец неоднократно показывал свою уверенность в лучших качествах русского народа и простого крестьянина. Венецианов писал крепостных реалистично, не приукрашивая их быт. И в то же время его «мужицкие» портреты вызывают уважение и уверенность в силе духа и чистоте души этих людей.
Одним из первых, писавших крестьянские сюжеты художников, был Алексей Гаврилович Венецианов. Он часто писал крепостных, живущих тут же, в имении. Отдельно нужно отметить, как мастеру удаются детские портреты. К детям у мастера было особое отношение. На досуге он в своем имении открыл художественную школу для детишек крепостных. Некоторых, особо талантливых своих учеников, выкупал у местных помещиков.
Сын крепостных Анны и Федула Степановых Захар — один из самых полюбившихся живописцу натурщиков, его портрет еще не раз напишет Венецианов. И каждая из его работ достойна находиться в Третьяковской галерее или в Эрмитаже.
Картина «Захарка» совсем небольшого размера, всего тридцать девять сантиметров на тридцать и семь. Однако, она настолько притягательна и интересна, что не устаешь ее рассматривать, открывая для себя все новые и новые грани и линии. Особенно выразительны глаза ребенка, редкой красоты и проницательности.
Портрет курносого мальчугана занимает практически все поле картины. И это не просто так, это хорошо продуманный мастером ракурс. Хоть голова его повернута лицом к зрителям, смотрит он в другую сторону. В позе ребенка чувствуется некое движение. Этот мальчик умеет сам принимать взрослые решения.
Лицо Захарки, шея и часть опушки на его шапке ярко освещены, русые кудри выбились из под головного убора, пухлые губы и щеки выдают в нем еще совсем ребенка. Но уверенно закинутый на плечо топор, еще раз подтверждает осознанную взрослость его действий и решений.
Слегка покрасневший носик и теплая рукавица на руке говорят о том, что там, где находится мальчик достаточно прохладно, вернее будет сказать – морозно. А вот пальтишко у Захарки совсем не зимнее, но мальчик идет рубить дрова, а значит, ему не будет холодно.
Хорошо заметно, что и шапка и варежки ребенку велики, а стало быть, носит теплую одежду мужская часть семьи по очереди. Надел шапку – наруби дров.
Однотонность фона практически не заметна за счет выразительности серьезного и рано повзрослевшего глазами, лица мальчика. Да, взгляд у него совсем уже не детский, серьезный и озадаченный.
Этот ребенок уже давно знает, что такое крестьянский труд, и как он тяжел. Деревенские дети рано становятся взрослыми. Работают они наравне со взрослыми, помогая им заработать на кусок хлеба.
Захарка никого не оставляет равнодушным, зритель сопереживает ребенку, испытывает к нему симпатию. Добрый и умен не по годам папкин помощник.
В творчестве Венецианова образ простого деревенского ребенка возникает не первый раз, художник испытывал огромный интерес к личностям, ведущим простую, трудовую жизнь. И, надо сказать, такие «мужицкие» портреты удавались Алексею Гавриловичу просто превосходно.
Большое значение в жизни художник придавал труду, считал, что именно в нем заключается начало всех начал, что мир держится на простых тружениках. Несмотря на возраст мальчика с картины, мы видим, что он уже обладает неким опытом, превращающим черты его лица из по-детски мягких и наивных в мужские, жестковатые.
Насупленные брови и плотно сжатые губы, сосредоточенный взгляд, поворот головы создают ощущение целеустремленности, уверенности, силы. Мальчик понимает, что его жизнь будет зависеть только от него самого и крепко сжимает древко инструмента на плече. Все в облике мальчика говорит о том, что он готов к работе, и, к сожалению, возможно, не имел детства, так как трудился с самых ранних лет.
Внимательный зритель заметит, что зимняя шапка слегка великовата мальчику, как, впрочем, и варежки. Это может говорить о том, что одежда в небогатой семье передается от поколения к поколению.
Венецианов не придает значения окружающей обстановке, оставляет фон непроработанным, что заставляет нас вглядываться в лицо и присматриваться к образу мальчишки. Как точно поймана эмоция, как мастерски запечатлен момент! Таких людей в жизни не рассматривали, никто не вглядывался в лица простых крестьян. А Венецианов вглядывался, и теперь вместе с ним это делаем и мы.