Произведение искусства было создано кистью Алексея Саврасова в период с 1870 года по 1880 год. Картина была написана маслом. Полотно имеет размер 53,5х71,5 см.
Художник писал картину в не самые лучшие времена его душевного состояния. Саврасов крайне тяжело переживал семейный раскол. Единственное утешенье он находил в выпивке. Крайне редко свет имел удовольствие видеть его новые шедевры.
На полотне «Зимняя дорога» художник изобразил русскую зиму. Заснеженный пейзаж, будто на две части разделяет дорога. С одной стороны остается лес и несколько берез подле обочины. А с другой как бы оторванные от всего мира стоят кустарники, окутанные пустотой. Из общей цветовой гаммы заметно, что воздух уже не морозный. Возможно, что уже оттепель. Снег стал рыхлым. Дорога убегает вдаль и не достигая горизонта, где-то растворяется. Вдалеке можно рассмотреть реку все еще покрытую льдом.
Картина «Зимняя дорога» написана А. К. Саврасовым, известным своей любовью к природе, в 1870-ых годах. Саврасов стал знаменитым живописцем благодаря особенной, только ему присущей манере отображения окружающего мира. На подъёме своей творческой карьеры он входил в товарищество передвижников, участвовал в международных выставках, работал в престижном училище живописи в Москве.
В 1870-ых годах, однако, художник пристрастился к выпивке, из-за чего вся его жизнь пошла на спад. Творчество Саврасова стало не только более мрачным, но и редким. Его уволили из Московского училища живописи и стали забывать.
Один из самых любимых учеников художника, И. И. Левитан, вспоминал: «За последние двадцать лет он уже не появлялся на выставках, и о нём как будто забыли».
Именно на этот тяжелейший период жизни художника приходится написание «Зимней дороги», в которой, вряд ли осознанно, прекрасно отражены все невзгоды, им переживаемые.
Дорожка, занимающая центр композиции, уходит настолько далеко, что трудно различить её очертания за спуском с возвышенности. Пейзаж кажется пустым, почти что мёртвым. Это ощущение усиливают и сухие кусты по левую часть дороги, и тонкие берёзки, вероятно потрёпанные ледяными и сильными зимними ветрами.
Даже деревня вдалеке не добавляет полотну нотки живости, светлости – кажется, будто эта горечь повсюду. Единственный след жизни будто бы сохранился только в нескольких молоденьких соснах, припорошённых снегом.
Конечно, в глаза бросается, что изображён явно не разгар зимы. Это становится понятным благодаря выбору цветовой палитры. А. К. Саврасов смешивает прохладные краски снега с желтоватым и бордовым оттенками коричневого, за счёт чего создаётся ощущение «грязи» – той самой, которая возникает на стыке сезонов, когда весна активно пытается вступить в свои права.
Отдельное внимание стоит уделить небу, которому отведена большая часть холста. С правой стороны виднеются страшные тучи, невольно вызывающие тревогу, благодаря которым хилые берёзки выделяются на фоне снега.
По мере продвижения к левому верхнему углу серые краски туч размываются на фоне тусклой и словно застывшей глади неба. Это придаёт картине дополнительной, почти что отчаянной и лишённой голоса, мрачности.
Работы А. К. Саврасова, безусловно, занимают важное место в живописи. И прекрасным примером того, что у живописца получалось лучше всего – передавать зрителям ощущение тоски и обречённости при помощи кисти, является «Зимняя дорога».
При взгляде на неё кажется, будто весна никогда не настанет, и вечно продлится это пограничное, одинокое состояние. Но вечного, конечно же, не бывает, всё рано или поздно заканчивается.
Особое внимание художник уделил изображению неба. Оно занимает большую часть пейзажа. В нем объединились в единое целое множество оттенков синей гаммы. Кое-где угадываются желтоватые цвета, придавая тяжести нависшим облакам. Можно подумать, что природа решила сотворить очередную каверзу и засыпать все вокруг снегом или залить дождем. Пасмурные сероватые оттенки придают картине атмосферу напряжения и тревоги. Темное небо переход со светлых красок в синие цвета , как будто пронизывают полотно вдоль.
Глядя на картину, невольно окутывает тревога, пустота, даже посещают тоскливые мысли. Изображенные березы как люди, которые разлучены. Одинокие кустарники добавляют драматизма общему виду, ведь рядом с ними оголенные деревья совсем как мертвые. Художник с помощью полотна передал свое состояние и внутренние переживания. Изображая зимний пейзаж, автор делится частью своей жизни.