«Камень в лесу у разлива» является ранней работой А. К. Саврасова. Несмотря на отсутствие опыта, картина узнаваема, художник уже в ранних работах использовал свой индивидуальный стиль. Картина яркая и запоминающаяся.
На полотне Алексея Саврасова Камень в лесу у разлива изображен огромный камень, очень необычный и редкого большого размера. Такой валун настоящая вершина для юных следопытов. На нем стоят два мальчика, видно, что они устали забираться на валун, один мальчик не отпускает ветку, он боится упасть. Ребята чувствуют себя покорителями вершин, взобраться на такую высоту не каждый взрослый осмелится. Такой поступок навсегда останется в памяти. Для художника это тоже была своеобразная вершина его творческого пути.
Валун символизирует первые победы, он покорил первую высоту. Пусть она под силу обычным деревенским мальчишкам, но она сдалась, покорилась. Такая победа приносит вдохновение и уверенность в себе. Камень зарос мхом, что говорит о его долголетии. Возможно, он символизирует старые проблемы, которые человек не может преодолеть. Картина дает надежду, показывает, что нет ничего невозможного. Художник доносит, что главная в жизни это победа над самим собой, своими комплексами и страхами.
Важную роль в становлении Саврасова-художника сыграл его учитель Карл Рабус. Стоявший у истоков московской пейзажной школы, он стремился придать видописи национальный характер, привлечь внимание художников к отечественным архитектурным и природным достопримечательностям. Во время учебы Саврасову также очень помог обер-полицмейстер Москвы генерал-майор И. Д. Лужин, состоявший членом Московского художественного общества. Узнав о способностях мальчика к живописи, вместе с Рабусом он способствовал тому, чтобы Саврасова приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Пейзаж «Камень в лесу у Разлива» – одна из наиболее ранних из сохранившихся работ Саврасова. Вид исполнен в имении Лужина Григорово Дмитровского уезда Московской губернии, располагавшемся близ железнодорожной станции Влахернская. Саврасов отказался в картине от традиционного панорамного построения, характерного для академической видописи, – протяженности пространства, постепенности развития планов. Художник словно выхватывает из окружающего пейзажа интересующий его ландшафтный фрагмент, изображая огромный каменный валун и окружившие его стволы могучих деревьев, чьи верхушки скрыты за пределами холста. Сумрак и теснота, царящие здесь, контрастируют с голубизной далекого, почти безоблачного неба. Романтический характер вида продолжен и в жанровой сценке. Дети, укрывшиеся от опеки взрослых, изображены словно на границе неизведанного мира и напоминают героев книг, где описываются путешествия и приключения в далеких странах и землях. Даже трудно предположить, что где-то рядом усадьба, а неподалеку большой город. И в необычном пейзажном сюжете, и в его живописной интерпретации уже явно ощутим интерес Саврасова к поэтической передаче красоты родной земли.
Пестрые цвета придают изображению реальности. Лес играет разными оттенками, он не просто фон для главного героя камня, он обнимает валун. Огромная вершина уже давно стала частью леса. Внизу художник использовал более темные тона, что указывает на густоту леса. Видимо мальчишки забрели в глушь, куда редко кто ходит. Это настоящее приключение для ребят.
Мальчик на камне смело снял шляпу и держит ее в руке, он хочет почувствовать дух свободы и ощутить высоту. Ветер развивает его волосы, что еще больше указывает на величие валуна. Чистое небо говорит о хорошем дне и придает теплое настроение картине, ощущается победа над огромным камнем.