Анализ картины Альбрехта Дюрера Заяц - Альбрехт Дюрер
Анализ картины Альбрехта Дюрера Заяц

Анализ картины Альбрехта Дюрера Заяц

Картину “Заяц” написал немецкий художник Альбрехт Дюрер в далеком 1502 году. Этот рисунок из множества изобразительных инструментов стал практически самой известной натурной штудией мастера.

Этот рисунок сделан на почти квадратном листе бумаги, чуть подкрашенном бурой краской и наклеенным на картон. Животное изображено диагонально и развернуто на три четверти, художник смотрит на него сверху-вниз.

На подмалевок легли тени темных оттенков, сверху, едва смоченной кистью – гуашью вырисованы шерстинки. Автору крайне удались переливы света и фактуры меха. Рисунок вероятнее всего родился не на улице: глаз зайца отражает оконную раму. Доподлинно неизвестно, был ли заяц живым, или успел стать добычей охотников.

Невзирая на максимально возможную детализацию изображения, целостность образа остается. Кажется, что перед глазами живой зверек: он прислушивается, готовый в любой момент ринуться прочь.

Официально свой “кочевой путь” рисунок Альбрехта Дюрера “Заяц” начинает с частной коллекции ценителя В. Имгофа. С 1588 года перешел в собственность императорской сокровищницы Рудольфа Второго, где хранился до 1783 года. После был передан в придворную читальню. На подборке картин коллекционера, который последним частно владел “Зайцем” основали собрание Альбертины в Вене.

Эту работу Дюрера бесчисленное количество раз копировали еще в 16 веке. Сегодня есть 13 “официальных” копий “Зайца”, в том числе 3 вариативные.

В 2003 году немецкий художник О. Херль к 500-летию Альбрехта Дюрера собирает инсталляцию из 7000 трехмерных пластиковых зайчиков Дюрера в центре Нюрнберга. Экспозиция растянулась на 2,5 тысячи квадратных метров. А в 2014 и 2015 годах тот же художник организовал в Германии и Австрии разные экспозиции на ту же тематику. Все эти события получили признание мировой общественности.

«Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться» — так пишет о картине «Заяц» известный искусствовед Куно Миттельштедт, автор книги «Альбрехт Дюрер». И правда, благодаря уникальной технике, использованной художником при создании картины, она входит в число популярнейших и узнаваемых штудий Дюрера.

«Заяц» был написан в 1502 году. В качестве материалов использовалась подкрашенная коричневая бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь и белила (для придания объемности шерсти животного).

Дюрер известен как первый немецкий художник, активно использующий акварель, и в данной картине прослеживается особенность нанесения краски несколькими слоями – из-за этого кажется, будто шерсть зайца детально проработана цветными карандашами, а не выполнена тысячами мазков кистью. Мех выглядит пушистым благодаря использованию серых, коричневых, рыжих мазков разной длины: короткие – на ушах, длинные – на боках и туловище.

Стоит обратить внимание и на шею зайца: там художник изобразил шерсть влажной. Интересно также расположение животного: на квадратном листе бумаги оно размещено по диагонали, взгляд художника на зайца направлен сверху. Поза зайца естественная, будто он прямо сейчас тревожно принюхивается, чтобы позже сорваться с места.

До сих пор неизвестно, писал ли Дюрер с живого зверька или по памяти, но, судя по позе и верному изображению оконной рамы в зрачке, наиболее вероятна первая версия.

По легенде, Альбрехт Дюрер спас больное животное в лесу и принес к себе в мастерскую. Популярность картины обусловлена ее простым, незамысловатым сюжетом – с одной стороны, и идеальной, академической техникой выполнения – с другой. Можно сказать, что «Заяц» стал пионером в жанре анимализма.

Сам Дюрер впервые подписывает картину, оставляя свои инициалы и дату написания работы. Это говорит о том, как много значила для художника эта штудия.

Уже в 1519 году, спустя всего 17 лет после написания, произведение выкупает нюрнбергский коллекционер Виллибальд Имгоф, который и предоставляет к ней доступ для копирования другим художникам. На сегодняшний день известно о 13 копиях «Зайца», одна из которых находится в галерее «Альбертина» в Вене.

К сожалению, сам оригинал работы в «Альбертине» выставляется крайне редко, вместо него посетителям показывают точную копию. Редкое появление оригинала обусловлено хрупкостью и старостью работы, а также тем, что акварели недопустимо долго держать на свету.

«Заяц» Альбрехта Дюрера, безусловно, навсегда закрепился в истории искусства. Сегодня он находит отражение в пасхальных традициях (пасхальный заяц Osterhase), памятник дюреровскому зайцу установлен в родном городе художника – Нюрнберге, где, кстати, можно повсеместно приобрести сувениры или шоколад с изображением знаменитого животного.

Не смотря на то, что мастер имеет множество более примечательных работ, например олень с выдающимися рогами, либо птица мертвец, имеющая радужное оперение. История написание картины имеет несколько версий.

По одной из них, однажды прогуливаюсь, Дюрер наткнулся на больного зайца, которому необходим был срочный уход. Забрал его к себе домой и выходил именно поэтому заяц так смирно позирует перед художником, а в его глазах отражается оконная рама.

Также, можно с уверенностью утверждать, что акварель была написана летом, ведь мех русака зимой имеет оттенок значительно светлее, чем изображено на картине.

Считается, что Дюрер писал своего зайца с натуры, так как оконный переплет изображен правильно, учитывая изгиб зрачка животного. Некоторые знатоки искусства настаивают на обратном, что художник писал свою картину по памяти, а отражение оконного переплета в зрачке, называют всего лишь мастерски исполненным художественным приемом. Но по праву этот заяц навсегда останется произведением искусства высшего уровня. Стоит отметить, как мастерски художник изобразил шерсть животного. Как тонко выделены отдельные волоски, показано то, что шерсть в участках шеи влажная. Автор картины непревзойденно изобразил глаза своего зайца, уши, нос, который как будто принюхивается к чему-то.

Создается впечатление, как будто это не просто изображение, а перед зрителем находится живой зверек, которого хочется погладить по его пушистой шерсти. Дюрер один из первых в немецкой живописи использовал технику рисунка акварелью, именно благодаря этому он смог передать основные черты внешности животного с высокой точностью.

Волоски шерсти прорабатывались поверх акварели гуашью именно это позволил изобразить шерсть натурально, ведь если присмотреться, то невозможно найти 2-х одинаковых волосков. А белила, в свою очередь создают эффект объемности тела зайца придают его меху ощущение легкости.