Анализ картины Альбрехта Дюрера Большой кусок луга - Альбрехт Дюрер
Анализ картины Альбрехта Дюрера Кусок дерна

Анализ картины Альбрехта Дюрера Большой кусок луга

Большой кусок луга — Альбрехт Дюрер. Бумага, акварель, гуашь, белила. 40,8 x 31,5 см

Большой кусок луга – штудия Альбрехта Дюрера, написанная в 1503 году (цифры едва проступают в нижнем правом углу картины). Сюжет произведения прост, но именно своей простотой необыкновенен: в 16 веке изображения природы, флоры и фауны носили больше декоративный и символический характер. Альбрехт Дюрер стал первым европейским художником, кто, по словам Ода Гобе, создал автономный портрет растений.

Удивительно детально Дюреру удалось передать тонкие стебли, листья и обнаженные корни растений. В совокупности вся детализация создает эффект присутствия: будто мы снизу вверх смотрим на этот островок зелени. Взгляд следует за растениями слева направо, поскольку с левой стороны идентифицировать край не удается, а с правой растительность как раз ограничена. Фон картины тускло-белый, что помогает визуально упорядочить видовое разнообразие.

В нижней части картины широкими мазками темной краски показан влажный болотистый грунт, на котором произрастают растения. Несмотря на то, что «Большой кусок луга» — самая узнаваемая работа художника, он не ставил самоцелью сделать ее популярной. Создание штудии с таким мотивом было своеобразной тренировкой для Дюрера – он учился писать пейзажи. Доказательством этому служит тот факт, что репликацию «Большого куска луга» можно найти в гравюре «Адам и Ева», написанной в 1504 году.

Стоит заметить, что штудию также легко посчитать за этюд, но нет – это полноправная и законченная картина.

«Большой кусок луга» стал значимым произведением периода Северного Возрождения. Эта акварель показывает рождение художественного интереса к природе, восхищения ею, умения созерцать простое и прекрасное.

Альбрехт Дюрер – немецкий художник эпохи Возрождения. Он успешно занимался гравюрой, графикой, ксилографией. Также Дюрер считается первым теоретиком живописи, который ратовал за всестороннее развитие и образование художников.

«Большой кусок луга» — самая знаменитая из его работ, относящаяся к жанру штудии. Штудия – это разновидность эскиза, выполненная с целью глубокого и всестороннего изучения объектов природы.

Акварель была написана в 1503 году – эти цифры едва различимо проступают у нижнего края бумаги. Несмотря на название, исследователи сомневаются, что на картине в самом деле изображена часть настоящего луга. Угол зрения на растения расположен слишком низко по отношению к земле (то есть ниже уровня почвы). Поэтому, вероятнее всего, акварель была написана в мастерской, куда художник приносил и изучал отдельные виды трав, совмещая их в общие натюрморты.

Композиция произведения решена особым образом: геометрический и композиционный центры не совпадают, взгляд зрителя вынужден двигаться вслед за гибкими изогнутыми стеблями и листьями растений от правой части листа к левой.

Очень реалистично, и вместе с тем стремительно, написан слой грунта – он изображен широкими небрежными темными мазками. А рядом, тонкими невесомыми линиями переданы обнаженные корешки травяных кустиков. Такой прием придает работе глубину и объем. Этот мотив размытой почвы и выставленных напоказ корней впоследствии появляется в других картинах Дюрера.

Тщательное детальное изображение каждого растения контрастирует с хаотичностью расположения всех трав – у зрителя создается полное ощущение присутствия, будто он сам лежит на лугу и собственным глазами видит каждую прожилку, каждую травянистую ворсинку. Внимательный наблюдатель разглядит в акварели отцветшие бутоны одуванчиков, широкие листья подорожника, веточку тысячелистника, колоски ежи, пушистые ворсинки вероники и нежные соцветия маргариток.