Гениальный живописец оставил потомкам много работ, но одной из самых значимых стало его последнее произведение — “Четыре апостола”.
Речь идет о диптихе, выполненном на двух деревянных панелях, соединенных между собой.
Слева находятся изображения апостолов Иоанна и Петра, справа — Марка и Павла.
Если не видеть диптих в реальности, складывается впечатление, что он огромен. На самом деле его высота едва превышает двух метров. Апостолы выполнены практически в натуральную величину.
Талант художника придал фигурам апостолов такое величие, что зритель ощущает свою ничтожность по сравнению с ними.
Разделение на две части не бросается в глаза – настолько композиция выглядит единой. Апостолы заняты напряженными размышлениями, они дискутируют между собой. Этим мастер стремился продемонстрировать высоту, на которую может вознестись человеческий дух.
На темном фоне картины резко выделяются благородные лица апостолов. У каждого из них – высокий лоб и внимательный взгляд, что подчеркивает важность человеческой мысли для автора.
На картине есть надпись, выполненная мастером каллиграфии Иоганном Нейдерфером, которая гласит, что каждый апостол символизирует четыре человеческих темперамента:
меланхолический выражен фигурой Павла в белом облачении, который находится на переднем плане правой створки диптиха;
холерический – это Марк, скрытый за Павлом;
сангвинический – подчеркнутый ярко-красным одеянием Иоанна на левой створке;
флегматичный характеризует спокойного Петра, погруженного в размышления.
Такое объяснение лишний раз дает понять, что Дюреру важно было изобразить людей с их достоинствами и недостатками, вместе с тем, подчеркнув их желание совершенствоваться, чтобы приблизиться к Господу и стать достойными его.
Художник создал свой шедевр в период Реформации, поэтому под фигурой апостола Иоанна была приведена выдержка из 2-го послания Петра: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители…”.
Мастер принес картину в дар своему родному Нюрнбергу. Городской совет решил отблагодарить художника, и выплатил ему значительную сумму.
Рассказывают, что курфюрсту Баварии Максимилиану очень хотелось заполучить диптих, поэтому нюрнбержцы вынуждены были пожертвовать картиной. Правитель Баварии, будучи католиком, распорядился отпилить еретическую надпись. Лишь в XX веке надпись и диптих воссоединились.
На картине Альбрехта Дюрера “Четыре апостола” изображены апостолы-евангелисты. Слева направо стоят Иоанн, Петр, Марк и Павел, стоят очень тесно, на одном полу, представляя из себя единое целое. Единое как по композиции, так и по устремлениям. Однако, если сравнивать апостолов между собой, они абсолютно разные. Иоанн высокий, с высоким лбом – он уже начинает лысеть.
В руках он держит книгу, что-то высматривает в ней с лицом напряженным и немного рассеянным. Он кажется некрасивым – так бывает с учеными, которые излишне увлечены чем-то. Он представляет характер сангвинический. Рядом с ним Петр, стоит, уткнувшись взглядом в пол.
По преданию, Петр предал Христа, хоть и раскаялся в этом – в ночь заключения Христа Петра трижды спросили, знает ли он этого человека, и трижды Петр, прежде клявшийся ему в верности и бывший фанатичным в своей вере, ответил “Нет”. В его позе видна тяжелая задумчивость, тихая угрюмость, словно угнетенный своей виной, он так и не смог до конца распроститься с ней. Он – флегматик. Рядом с ним Марк. Радостно оживленный, он смотрит на огромную книгу, которую держит Павел – скорее всего, Евангелие – и предвкушает предстоящую работу.
Славить Господа, нести его слово по всей земле – Марку это представляется достойным приложения всех сил. Темпераметный, он словно с нетерпением ждет момента, когда же уже можно будет начать. Он – холерик.
Павел, стоящий рядом с ним, спокойнее. Он держит на руках Евангелие, во второй руке у него палка, на которую он опирается. Он одет в белое и смотрит строго и серьезно, словно спрашивая у зрителя – чем же обернулся их великий поход? Послушали их люди? Уверовали в Бога? Он – меланхолик.
При всей непохожести апостолов, при совершенно разных лицах, все они выглядят одинаково верующими и освещает их изнутри один и тот же свет.
Тот свет, что сошел на них после вознесения Христа, и сделал их больше, чем братьями.