Картина была написана Дюрером в 1519 году. Картины по сюжетам иконографии с участием Марии, Иисуса и святой Анны были очень популярными в Германии, и многие художники старались запечатлеть эту святую троицу на своих полотнах.
У Дюрера сформировалось особое отношение к таким сюжетам и в частности к святой Богородице — он благоговел и преклонялся перед ее смиренностью и кротостью. Многие его картины, связанные с Мадонной, излучают теплоту и поклонение и светятся любовью к Богородице.
Художник не случайно добавил к сюжету еще одно действующее лицо — святую Анну, которая на полотне стоит рядом с Богородицей, положив руку ей на плечо. Таким образом художник выразил свое желание помочь Марии, облегчить и разделить ее участь и будущие страдания.
Образ Богородицы исполнен мягкими штрихами, она спокойна и умиротворена. Все внимание Марии обращено на младенца на ее руках. Взгляд Богородицы искрится любовью и нежностью. Мадонна одета в традиционные иконографические одежды — темно-голубой низ, как символ чистых помыслов и непорочности и алые оттенки верхней рубашки — как указание на царскую принадлежность, а так же на грядущие страдания.
На контрасте исполнены одежды Анны — ослепительно белая накидка и темно-зеленый фон картины. От Анны веет успокоением и просветленным спокойствием. Она с такой же любовью и нежностью взирает на свою дочь, как Богородица смотрит на Иисуса. Это придает картине символичности и сближает ее с библейскими сюжетами.
По свидетельствам современников Анна, изображенная на картине, очень похожа на жену художника, вероятно именно она была моделью во время написания картины. Подтверждением этого является и накидка, скрывающая лицо до подбородка — именно так одевались в то время замужние нюрнбергские дамы.
История самой картины сложилась достаточно трагично. Картина была приобретена Баварским князем Максимилианом I, хранилась картина в одной из его резиденций в Германии. Из-за неправильного хранения и некачественных реставраций полотно потеряло свой внешний вид.
Спустя многие годы картина попадает в Метрополитен-музей в Нью-Йорке, и после качественно произведенных восстановительных работ, она занимает законное место среди произведений Дюрера.
В серии своих необыкновенных портретов выполненных на протяжении десятилетия (с 1510 по 1520 годы) Дюрер сумел собрать воедино все самые лучшие качества человека. Он на протяжении долгих лет рисовал и изучал человеческие личности, чтобы научиться как можно точнее передавать их в своих работах.
После долгих поисков и определений, какой именно должна быть каноническая человеческая красота, а также многочисленных попыток обосновать идеальные нормы человеческой внешности, он все-таки останавливает свой выбор на лице современного немецкого человека.
Подобный представитель обязательно должен был относиться к роду интеллигенции. Он должен был быть слегка тревожным, обеспокоенным, иметь собственные внутренние противоречия, быть достаточно волевым и обладать богатым духовным миром и энергией. Такие немаловажные черты Дюрер пытается отыскать среди представителей его современников.
Во всех его портретах остается такая привычная для него характерность. Однако ему удается полностью избавить от пережитков прошлого времени – внешней раздробленности, чрезмерной угловатости человеческого облика, жесткости цветовых оттенков и линий. Герои из его портретов всегда очень цельные и свободные в своих позах и манерах. Фигуры в композиции всегда располагаются очень естественно, не выступая при этом за пределы отведенного им композиционного пространства.
Среди геометрических форм всегда есть некая обобщенность и похожесть, они достаточно пластичны. Точно также и в его работе «Мария с младенцем». Овалы и черты лица перекликаются друг с другом. При этом все они выполнены очень плавными закругленными линиями, при которых отсутствуют острые углы. Яркие детали вносят в композицию определенную смелость и противоречие. Все они смотреться цельно и гармонично.