Яркие краски, отсутствие полутонов и плавных переходов, нарочито небрежная техника – всё это призвано продемонстрировать красоту Средиземноморья. Красоту ликующую и необыкновенно торжественную.
Художник часто использовал свой любимый прием – изображение открытой двери либо окна. Это помогало ему в построении самой композиции будущей картины. Всю красоту Средиземноморья сумели передать красивые тона. Картина как будто написана в небрежной технике, здесь мы не найдем какие-то плавные переходы и полутона. Эта красота достаточно торжественная и ликующая.
На полотне изображен вид на южное побережье Франции. Художник решил написать вид из своей квартиры, которая была расположена в Коллиуре.
Искусствоведы относят произведение «Открытое окно» к жанру марины. Однако, такая специфика написания картины – достаточно специфичная. Мы можем увидеть море только через открытые ставни, художник решил передать его при помощи крупных мазков. В цветовом решении, море практически сливается с небом. Только небеса синего цвета могут визуально очертить линию, отделяя при этом водные просторы от небесной глубины. Взгляду зрителя предстают парусники, которые качаются на розово-сиреневых волнах. Обнаженные их мачты, яркого, апельсинового цвета, устремляются вверх.
Зелень, которая обвивает пространство окна, горшки для цветов, стоящие на подоконнике, прекрасно оттеняют водную умиротворенность полотна.
Те, кто видел, как создает свое произведение Матисс, вспоминают, что самым решающим компонентом стал черный цвет. Им автор обвел контур окна, сделав при этом контраст и яркость, которой он так долго добивался.
«Открытое окно» Анри Матисса – это фовизм, несущий покой и радость. Считается, что оно стало знаковым для раннего модернизма.
«Открытое окно» захватывает зрителя, заставляя испытывать легкое волнение. Матиссу удавалось добиться того, чтобы зрители не проходили мимо его произведений, а останавливались, задерживая взгляд на них. Живописцу удавалось создать такой шедевр, что картина производила впечатление живой, наполненной чувствами.
По жанру картину можно отнести к марине, но такой марины искусство ещё не видело – сквозь открытые застеклённые ставни, зрителю открывается вид на море, которое передано крупными волнующими мазками. В цветовом плане море почти не отличается от неба, разве, что синие облака помогают мысленно провести линию, отделив водную гладь от небесной сини. На розовато-сиреневых волнах покачиваются парусники, устремившиеся вверх голыми ярко-оранжевыми мачтами.
Оттеняет эту водную умиротворённую картину зелень, обвившая пространство окна, да яркие вазоны, стоящие на подоконнике.
Очевидцы вспоминают, что решающим компонентом картины Матисса стал чёрный цвет, которым обведён контур окна. Именно этот взмах кисти , сыграв на контрасте, добавил в работу света, которого долгими часами добивался Матисс.
«Окно в Коллиуре» — классическая композиция, исполненная в стилистике фовизма, несущая радость и покой.