Анализ иконы Андрея Рублева Спас в силах - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Спас в силах

Анализ иконы Андрея Рублева Спас в силах

Икона «Спас в силах» написанная Андреем Рублевым в 1408г., является одной из самых знаменитых и загадочных его произведений. Икона выполнена в византийском стиле. Сейчас она находится в Третьяковской галереи (г. Москва).

Поскольку Андрей Рублев был не только талантливым художником, но и монахом, все его иконы переполнены духовным смыслом и благоговением перед Богом. Образ «Спас в силах» наполнен символикой и глубочайшим смыслом.

Иисус Христос, владыка мира видимого и невидимого, изображен во всей своей славе в окружении ангельских небесных сил. Что поясняет название иконы. Таким видели Господа в своих чудных видениях святые пророки Иезекииль и Иоанн Богослов. Правой рукой Он благословляет все живое на земле, а в левой руке Он держит книгу жизни, где записаны имена всех людей достигших царствия небесного. Также трактуют, что это может быть книга старого и нового завета или книга откровений.

Иконостас мог быть создан одновременно с росписями Даниила и Андрея Рублёва около 1408 года или чуть позже. Работы по созданию храмового убранства могли затянуться на несколько лет или возобновиться уже после разорения собора в 1410 году. Степень сохранности, утраты красочного слоя и искажения первоначального рисунка икон деисусного ряда не позволяют однозначно судить об авторстве знаменитых иконописцев. Однако выразительность силуэтов и ритма, цветовых сочетаний внутри общей композиции, а также сходство колорита с рублевскими фресками Успенского собора свидетельствуют о принадлежности мастеров к кругу Андрея Рублёва.

Христос на иконе изображен восседающим на престоле в окружении сил небесных. Он одет в пронизанные светом охряные одежды – хитон и гиматий. Первоначальный левкас на фоне иконы в XVIII веке был заменен новым. При замене левкаса были полностью переписаны края внешнего четырехугольника «славы», левая ступня, большая часть подножия, пальца правой руки и Евангелие. По всей поверхности иконы значительные утраты и потертости красочного слоя.

Иконостас Успенского собора во Владимире представлял собой самый грандиозный и впечатляющий ансамбль XV столетия. Самые ранние сведения об этом иконостасе содержатся в описной книге собора 1693 года, согласно которой он насчитывал 82 иконы. Однако первоначальный иконостас времени Андрея Рублёва включал значительно меньше икон, деисусный ряд состоял из 13 или 15 икон.

В 1775 году на выделенные императрицей Екатериной II деньги древний иконостас в соборе был заменен новым в барочном стиле. Иконы из старого иконостаса были частично уничтожены, частично проданы крестьянам села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии, где их разместили в Троицкой церкви и в других храмах и часовнях.

По инициативе И. Э. Грабаря в ноябре 1918 года было проведено первое обследование икон в храмах села Васильевского членами Комиссии по раскрытию древнерусской живописи. В 1923 году все иконы из села Васильевского были вывезены для реставрации в Москву. А в 1934 году часть икон была передана из Центральных государственных реставрационных мастерских в Третьяковскую галерею.

Вокруг спасителя расположены геометрические фигуры: синий овал – это сфера небесная, горний мир ангелов; красный квадрат с вытянутыми концами обозначает землю; красный ромб символизирует огненное сияние божьей славы.

На концах красного квадрата изображены животные, символично обозначающие четырех евангелистов благовествующих слово божье по всему миру. Ангел – это символ евангелиста Матфея и обозначает воплощение Бога в человека. Лев – символ Марка, отожествляет царственную власть сына Божьего. Телец – это символ Луки и обозначает жертву Спасителя. Орел – символ Иоанна Богослова и изображает духовное виденье.
Икона «Спас в силах», является пророческой. Она отображает второе пришествие Господа во всей славе и величии, чтобы судить всех живущих на земле.