Анализ гравюры Альбрехта Дюрера Рыцарь, смерть и дьявол - Альбрехт Дюрер
Анализ гравюры Альбрехта Дюрера Рыцарь смерть и дьявол

Анализ гравюры Альбрехта Дюрера Рыцарь, смерть и дьявол

“Рыцарь, смерть и дьявол” – гравюра, написанная художником Альбрехтом Дюрером в 1513 году. Это одна из серии, написанных на меди гравюр автора. На картине изображен страшный фантастический лес в серых, бесцветных тонах.

Дюрер очень любил природу и умел изображать ее на своих полотнах, показывая только одним видом растений и деревьев настроение всей картины. На этой картине деревья серы, бесцветны и представляют угрозу для всадника, скачущего сквозь колючие дебри к своей далекой цели.

Сучья цепляются за одежду, стараясь задержать воина, а деревья, растущие на насыпи, вот — вот свалятся ему на голову. Тропа, ведущая в далекий замок на холме вся усеяна черепами. Всадник по-видимому пробирается через лес, стремясь попасть к заветной цели.

Он вооружен копьем и длинным мечом. Его тело заковано в латы, а забрало на шлеме надежно прикрывает лицо. Взгляд рыцаря спокоен и устремлен вперед. Рядом с рыцарем на убогой старой лошади едет смерть с отвратительной личиной — ее голову украшает царская корона, с расползающимися гадами, а лицо похоже на истлевший череп с прогнившим носом и провалившимися глазницами.

Смерть повернулась лицом к воину и протягивает ему песочные часы — символ краткости человеческой жизни и неумолимо уходящего времени. Но рыцарь не обращает внимание на дары смерти и продолжает свой неторопливый путь.

Его конь скачет медленно и величественно, этим автор показывает отсутствие страха и целеустремленность рыцаря. А сзади в мерзком козлином обличье за всадником следует дьявол с деревянным посохом.

Под копытами коня бежит собака, стремящаяся не отстать, сам рыцарь держит на плече копье, в ножнах у бедра меч, он смотрит только вперед, не поворачивая головы, хотя рядом с ним идут неприятные, страшные спутники.

Смерть на истощенном, бледном коне, сжимает в костлявой руке песочные часы, напоминая рыцарю, что земной путь его не вечен. Она оплетена змеями, у неё нет глаз, и то, что она торжествует последней, кажется несправедливостью. Дьявол идет позади, на плече у него копье, морда жалкая, свиная, вытянутая – он как попрошайка у чужого стола. Но стоит только рыцарю оступиться, и он накинется на упавшего, начнет рвать острыми свиными клыками.

А на дне ущелья – черепа, кости, одинокая ящерица, выпавший из чьей-то руки кинжал. Все это осталось от предыдущих рыцарей, которые дрогнули, которые не смогли взнуздать свой страх и направить его вперед. Броня веры которых пошла трещинами под взглядом смерти.

Рыцарь же живой не знает страха. Он защищен присутствием Бога за спиной. Как тело его одето в доспехи, которые не пропустят чужой удар, так душа облечена верой, которая устоит перед любым искушением. Несмотря на смутное ощущение опасности, которое внушает картина – благополучно ли выберется рыцарь, сумеет ли устоять перед пустыми глазницами смерти? – верится в лучшее.

Уж очень уверенно рыцарь двигается вперед, и конь его, чувствуя уверенность хозяина, зря не прибавляет шага. Идет медленно, величественно, не выказывая ни капли страха. Только собака, остро чувствующая, насколько опасны спутники хозяина, выглядит испуганной и бежит вперед, едва ли не обгоняя коня.