Анализ гравюры Альбрехта Дюрера Четыре всадника Апокалипсиса - Альбрехт Дюрер
Анализ гравюры Альбрехта Дюрера Четыре всадника Апокалипсиса

Анализ гравюры Альбрехта Дюрера Четыре всадника Апокалипсиса

Гравюра Альбрехта «Четыре всадника» — это иллюстрация к Главе шестой, Откровения.

На гравюре изображено четыре наездника, несущихся на своих лошадях не щадя никого и ничего на своем пути. Первый из них с натянутой тетивой на луке – это завоевание. Он целится даже не глядя, куда попадет, все равно.

Второй – это Война, он размахивает мечом и готов сразить любого, кто встретится на его пути. Всадник, размахивающий на скаку весами – это всадник последствий войны и завоеваний – голод.

И наконец четвертый всадник. Он практически скелет. Худой, босой, нагой, бородатый старик с трезубцем, ухмыляющийся на скаку. Конь его, по сравнению с другими лошадьми также худ и убог.

Ангел летит над всадниками, наблюдая за их злодеяниями на земле. Он не в силах что либо предотвратить, слишком сильны всадники, слишком легко люди поддаются их влиянию. Бегут и падают люди под копыта лошадей несущихся страстей апокалипсиса.

В левом нижнем углу изображена большая страшная голова с разинутой пастью, куда попадают те, кто уже побывал под копытами у лошадей всадников. Вот уже какой то человек, не то в митре, не то в короне попал в жернова этого чудовища.

Некоторые из бегущих людей еще пытаются уклониться, другие отдались судьбе на откуп, безжалостно давимые всадниками на полном скаку.

Гравюра написана по дереву, черно-белая с широкой поперечной черной полосой из тысяч тонких линий. Напряжение чувствуется в каждом миллиметре гравюры. Страх и безысходность проходит основным лейтмотивом иллюстрации.

Под копыта к этим всадникам одинаково могут попасть как крестьяне, так и зажиточные горожане, как праведники, так и грешные.

Четыре всадника Апокалипсиса» — Альбрехт Дюрер. Первая ассоциация, приходящая на ум при имени «Альбрехт Дюрер» — цикл его замечательных гравюр под названием «Апокалипсис», созданный художником после его первого вояжа в Италию.

Если до «Апокалипсиса» Дюрер считался просто очень приятным молодым человеком и подающим надежды художником, то после того, как серия из 15 гравюр, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова, была опубликована в 1498 году в Нюрнберге, мир застыл от восторга и понял — перед ним гений!

Сложно представить себе более совершенное, эмоционально, духовно и интеллектуально насыщенное произведение чем гравюры «Апокалипсиса», и, конечно же, самая известная из них — «Четыре всадника Апокалипсиса».

Возможно, творческому успеху посодействовал и тот факт, что вот-вот должен был наступить очередной конец света (его предрекали на 1500 год), и Дюрер, думая «А чем черт не шутит?», выкладывался на полную и работал как одержимый.

Гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса» иллюстрирует Главу 6 Откровения:

1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

3. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

На гравюре изображены четыре всадника (справа налево): первый — Мор или Чума с венцом и луком; второй — Война с мечом (следует понимать, что в то время Апокалипсис ассоциировался прежде всего с турками, которые в 1453 году захватили Константинополь).

Третий всадник — Голод: хорошо откормленный мужчина в роскошных одеждах, с весами в руках, символизирующими ростовщичество. И, наконец, четвертый всадник — Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. В этой гравюре Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде агрессивно-веселого скелета с косой — художник изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

В левом нижнем углу гравюры Дюрер изобразил чудовище с широко распахнутой пастью, которое, собственно, и должно символизировать Апокалипсис. Представители различных слоёв тогдашнего общества тщетно пытаются избегнуть чудовища: правитель, чей головной убор представляет собой смесь царской короны и митры епископа (симбиоз церковной и светской власти), модно одетая горожанка, бюргер, крестьянин и другие.

Труд гравера иллюстрирует слова, записанные в шестой Главе Откровения Иоанна, о четырех разноцветных конях и их всадниках. Справа налево выгравированы эти наездники. Первый – с коронованной головой, опустил поводья белой лошади, натянул до упора тетиву лука и жалостливо глядит вперед – Победитель. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Третий – без головного убора, богато одетый, с весами в правой руке, равнодушным взглядом смотрит куда-то вдаль – Голод. Четвертый – исхудавший старец с трезубцем, костлявой ногой почти касается земной поверхности, лошадь его такая же истощенная, с витой веревкой вместо поводьев, без подков на копытах – это сама Смерть.

За конными, согласно Библии, следует ад, который Дюрер изобразил в виде страшного зверя с открытой зубастой пастью. Вся шеренга несется, не замечая под копытами кучки людей: здесь и правитель в царской короне, и горожанин с крестьянином, даже монах. Над стремительным угрожающим движением фигур парит одинокий крылатый ангел. Никто не избежит наказания за совершенные при жизни злые деяния – вот что желает нам показать мастер на этой гравюре.

Персонажи показаны близко к зрителю, так что создается иллюзия слияния пространства реального и нарисованного. «Четыре всадника» вот-вот выскочат за пределы рамки и настигнут каждого, расплата неизбежна. Художник поделился с нами своими апокалиптическими предчувствиями.

Гравюра 1498 года подарила Альбрехту Дюреру заслуженную мировую славу.