Описание гравюры Альбрехта Дюрера Меланхолия - Альбрехт Дюрер
Описание гравюры Альбрехта Дюрера Меланхолия

Описание гравюры Альбрехта Дюрера Меланхолия

Картина «Меланхолия» является самой известной и в то же время самой загадочной гравюрой Альбрехта Дюрера. По толкованию смысла эта гравюра одна из самых сложных в мире. За пятьсот лет издано огромное количество объяснений изображенному на картине. Но она так и остается до конца не понятой и загадочной.

В полотне заключено столько символов и ребусов, которые так и не объяснены до конца ни искусствоведами ни математиками. Кто изображен на картине? Кем является этот персонаж, сидящий в самом центре полотна? Точного ответа на этот вопрос нет, большинство воспринимают эту картину как духовный автопортрет самого художника.

Сам Дюрер очень туманно описывал свою работу, он упоминал лишь, что связка ключей на боку у «Меланхолии» — это символ власти, а мешочек с монетами у ее ног — это символ богатства. Голова фигуры украшена венком из цветов-лютиков и водяного кресса. Это народные средства от приступов смертельной тоски.

Чуть левее от крылатой Меланхолии расположился маленький Амур с книжкою в руках. Он не летает и не стреляет своими любовными стрелами, а просто тихонько спит на краю мельничного жернова. Возможно это означает, что в состоянии меланхолии, в которой находился художник, такие страсти как любовь и желание отходят на второй план и засыпают.

Во времена жизни художника меланхоликов было принято делить на несколько типов. Сам Дюрер себя относил к первому типу. «Меланхолию» искусствоведы считают самой таинственной работой Дюрера. Она особенна тем, что автор картины сумел усложнить и сделать неочевидной идею изображенного, а также разнообразить ее сюжет с помощью ярких символов и аллегорий.

Размер оригинального произведения искусства составляет 23,9 × 18,8 см. «Меланхолия» входит в число «Мастерских гравюр» – тройку известных графических листов Дюрера.
Картина богата на символы. Некоторые из них имеют отношение к планете Сатурн. Внимание здесь сразу привлекает крылатый Гений, который подпирает свою голову. На коленях у него лежит книга. На его поясе можно заметить заметить несколько кошельков.

Немного выше Гения расположен Путто, который выступает символом ангельского духа. Он занят написанием чего-то на доске из воска.
Вокруг основных персонажей есть множество вещей. Автор изобразил молоток с щипцами, гвозди с пилой, рубанок с линейкой. Возле ног крылатого существа отдыхает собака.

Стены здания украшены весами и часами. Кроме того, можно увидеть колокол и квадрат, заполненный цифрами. К стене, которая невидна, приставлена огромная лестница. На небе появилась радуга. Существо держит надпись, на которой видно название гравюры.

Дюреру удалось впервые в Европе составить магический квадрат – 4*4. Если прибавить все числа в одной из строк, то получится 34. С помощью средних чисел, расположенных в нижнем ряду, можно узнать время создания творения.

На картине изображено большое количество разных инструментов — пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди. Многие известные искусствоведы считают, что тема картины — это человеческое познание, которое движется по восходящей. Первая ступень — это познание через предметы, обыденные вещи, ремесла.

Далее мы видим инструменты научного познания — циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, магический кристалл. На этом уровне человек познает мир с помощью цифр, вычислений и абстрактного мышления. И самый высокий уровень познания — это связь человека с всевышним.

Этот уровень символизирует лестница Иакова, по которой Ангелы взбираются на небеса и спускаются на землю. Еще одна интересная и загадочная деталь на картине — это таблица с цифрами на стене. Это квадрат «Сатурна» придуманный самим автором.

В нем зашифрованы некоторые важные для автора даты — например цифра 16 означала день смерти его матери, а две цифры в нижнем ряду составляют год создания картины. Значение остальных цифр так и остались тайною автора.

Так же не ясно, почему надпись «Меланхолия» держит летучая мышь, почему на небесах изображена радуга и комета, что это за сфера в ногах у художника и почему собака у его ног такая худая.
На все эти вопросы многие столетия пытались найти ответы искусствоведы разных времен, но точных ответов так и не найдено.