Альбрехт Дюрер – гравер и необыкновенно талантливый художник эпохи Ренессанса, изобразивший столь необычное экзотическое животное, как носорог, на гравюре из дерева, считающейся до середины 20 века достоверным изображением носорога. Интересно то, что живописец воссоздал точный образ животного, так и ни разу не увидев вживую, применяя лишь рисунок свидетеля, который остался неизвестным. Дивное животное было доставлено из индийского штата в качестве подарка правителю Мануэлу, отправившего носорога Папе Римскому, но кораблю не суждено было доплыть до пункта назначения: взбесившийся носорог делает пробоины на судне, и оно неизбежно тонет.
В отличие от изображения носорога Жана-Батиста Удри, здесь мы находим сказочные черты. Животное заковано в доспехи. Изогнутый рог, который затачивается о камни, чешуйчатые ноги и зазубренный гребень добавляют его внешнему виду мифичности, все эти характеристики не присущи настоящему носорогу. Не обращая внимания на ряд анатомических неточностей, рисунок оказал сильнейшее влияние на искусство, став одним из популярнейших мотивов. Сальвадор Дали, к примеру, занялся созданием скульптуры, изображающей носорога, а вся Европа заговорила о реальном животном, которое считалось лишь мифом.
На броне можно заметить ячеистый узор, с помощью которого художник хотел передать грубую и безволосую кожу животного с характерными шишками, которые покрывают ноги с плечами. Цвет хищника напоминает черепаший панцирь, а тело покрывает толстая чешуя. Размер носорога такой же, как размер слона, но отличие все же есть: короткость ног и хорошая защита первого. Даже слон, который не уступает по величине носорогу, является его смертельным врагом, и когда происходит их встреча, она не всегда заканчивается благополучно.
Складки на индийском носороге идентичны с границей броневого листа на гравюре живописца. Прочные щиты, цельная грудная пластина придают носорогу воинственности. Возможно, эти предметы художник добавил потому, что предполагался бой слона с носорогом, и для этого специально были созданы латы, которые гравюра и показывает.
Будучи, прежде всего, живописцем и графиком, Дюрер, как и многие крупные мастера Возрождения, интересовался самыми разными областями знания. Когда в Лиссабон привезли в подарок губернатору Португальской Индии от восточного султана носорогов, друг Дюрера, издатель и торговец Валентин Фернандес, прислал ему письмо с описанием и наброском животного. На основе этих сведений художник, заинтересовавшись странным существом, сделал два рисунка, с одного из которых выполнил гравюру.
Работа хотя и имела ряд вполне объяснимых неточностей, вроде лат на теле или гребня с рогом на спине у диковинного зверя, в целом изображала его верно. Кроме страсти исследователя Дюрером двигало желание ренессансного художника почувствовать связь с античностью, ведь носорог был животным, которое к XVI веку в последний раз видели в Европе еще при древних римлянах.
Гравюра выполнена на дереве. Именно это изображение оказало грандиозное влияние на искусство. До 18 века данное изображение применялось во всех учебниках по биологии.
Дюрер смог нарисовать носорога, но при этом он никогда не видел его вживую. В это время в Европе считали, что это животное существует лишь в мифах. Он был синонимом чего-то невероятного.
В 1512 году носорога подарили португальскому императору, который был несказанно удивлен таким необычным животным. У императора возникло непреодолимое желание поразить самого Папу Римского. Он решает порадовать его столь неожиданным подарком и отправляет носорога ему. Но животное перевозили на корабле. Животное в пути взбесилось. Носорог сделал пробоину в корабле, и судно затонуло. Вся Европа начала говорить об этом необычном звере. Дюреру попал в руки набросок носорога, который сделал человек, имя которого неизвестно.
Мастер смог изобразить это невероятное животное в гравюре из дерева. Именно Дюрер популяризировал его. Изучение носорогов по его работе продолжалось даже тогда, когда в Европе уже смогли познакомиться с этим зверем вживую. Это многих удивляло.
Дюрер наделил носорога сказочными чертами. Так, например, на его спине можно увидеть еще один рог. Спереди у него щит, а под самой мордой легендарные латы. Некоторые исследователи уверены, что эти латы не плод воображения художника. Перед тем, как носорог был подарен папе, было задумано целое представление. Носорог должен был сражаться со слоном. Вполне вероятно, что именно для этого на животное надели эти латы. Очевидец увидел его в них и зарисовал.
Творение Дюрера Носорог быстро стало действительно известным. Оно разошлось в большом количестве копий. Так, Сальвадор Дали создал скульптуру, изображающую это животное.
Носорог Дюрера очарователен и сегодня. Скорее всего, секрет кроется в удивлении, которое вызывает эта необычная картинка.