Анализ картины Виктора Васнецова Войны апокалипсиса - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Войны апокалипсиса

Анализ картины Виктора Васнецова Войны апокалипсиса

Воины Апокалипсиса — Виктор Михайлович Васнецов. Холст, масло. 72 x 36 см.

Как любители искусства, так и профессиональные художники оценят творчество Виктора Михайловича Васнецова — художника-славяниста, и его неповторимый холст «Воины Апокалипсиса».

Предложение М. Прахова выполнить роспись Владимирского собора в Киеве было неожиданным для Васнецова, но он согласился взять заказ из-за материальных проблем. С 1880 по 1890 год художник расписал 2880м². В 15 композициях и 30 отдельно выписанных фигурах — мощь былин и византийская вера.

Одна из множества картин — «Воины Апокалипсиса» — новое направление в религиозной живописи. Картина отражает грядущий Конец света.

Васнецов наиболее ярко изобразил «Четырех всадников Апокалипсиса», о которых написано в шестой главе Откровения Иоанна Богослова.

Сюжет картины

Грамотная композиция концентрирует внимание на всадниках, не рассеивая его на деталях; техника мазка точно передаёт движения и мимику не только воинов, но и коней; цветовая и световая подборка делает образы более реалистичными. Ощущается весь ужас, изображенный на картине, потому что она не перенасыщена деталями и персонажи в ней не обобщены.

Что олицетворяют всадники?

Каждый из образов олицетворяет зло и смерть — гибель человечества.

Первый всадник на белом коне, Чума или Завоеватель, обрекает людей на смерть в страшных муках, поражает всё живое.

Второй — огненный, Война, мчится на рыжем коне, размахивая мечом. Он воплощает в себе брань и войны: при его появлении люди убивают друг друга.

А на вороном коне — Чёрный голод. У третьего всадника огромные безумные глаза, а в руках — весы. Он сеет голод и безумство.

Четвертый же всадник на сером коне, скелет с черепом вместо головы и с косой, — Смерть. Он косит всех: и грешников, и праведных — всех, кто не умер от Чумы, Войны и Голода. После него остаются лишь мертвые животные и люди. И развивается его саван — символ торжества Конца света.
История легендарного полотна связана с именем Федора Шаляпина. Васнецов подарил картину певцу, что подтверждается надписью на ней: «Ф. И. Шаляпину. В. Васнецов, 1887 год».

Работа Виктора Васнецова написана по мотивам Откровения Иоанна Богослова, однако до сих пор нет единого мнения искусствоведов и религиоведов о том, что именно олицетворяют эти персонажи. В облаках их тысяч крылатых небожителей появляются один за другим четыре всадника. Призванные Богом на землю всадники появляются каждый после снятия печати агнцем с части книги Откровения.

В самом верху картины, над пепельно-крылатым облаком из ангелов изображен агнец и с книгой Откровения. Именно он, со словами: — Иди и смотри, — отправляет к людям всадников, отождествляющих собой конец света, хаос и разруху.

Первый всадник в венце, держащий в руках лук с натянутой тетивой, готов завоевывать весь мир, имя ему – Завоеватель, или Чума. Он появился на белом коне, означающем торжество над побежденными, пораженными. Под его копытами рушатся города, в муках умирают обреченные люди со страшными гримасами на лицах. Ему не важно ни сословие ни положение, он Чума, он поражает все живое.

Второй всадник на огненном коне, могучий с рыжими волосами, размахивающий мечом на скаку, олицетворяет войны и брань. В дали на горизонте, под копытами рыжего коня Войны виднеется кроваво-красный месяц, спутник всадника Войны. Люди, с копьями и мечами, убивают себе подобных под копытами огненного Войны. Полки конных и пеших идут друг на друга на смерть.

Третий всадник на вороном коне – это черный голод, очень символично в руке он держит весы. Его огромные глаза безумны, как безумны глаза умирающих от голода людей. Земные существа под копытами этого всадника мучаются и умирают от голода, она сходят с ума, болеют и даже людоедствуют.

Последний всадник на сером коне с голым черепом вместо головы, одетый в саван с косой в руках скелет – это Смерть. Смерть косит всех, кто не умер от Чумы, Войны, и Голода. Не жалея ни молодых ни старых, ни богатых ни бедных, ни честных ни лживых, ни грешников ни праведных. Его путь устелен мертвыми людьми и зверями, за ним только тлен. Развивается на ветру его саван, как прощальный сигнал жизни и торжество конца света.

Виктор Васнецов написал холст в 1887 году. На нем изображены четыре всадника из шестой главы Откровений Иоанна Богослова, это библейские персонажи, представляющие собой катастрофы в преддверии конца света, Страшного суда.

Васнецов изобразил коней, появляющимися друг за другом. На переднем плане предстал всадник на белом коне, разрушающий все вокруг. Он сносит города, художник показал падающие каменные колонны, вокруг которых в ужасающих позах лежат люди. Кого здесь только нет: и цари, с короной на головах, и старцы, и воины, готовящие лук к выстрелу, и простолюдины. Их сближает одно: ужасная гримаса муки на лице, безвыходности, обреченности, страха. Эти всадники появляются будто бы с неба.

Всадник на белом коне имеет лук, на голове у него возглавляется венец, как символ власти и победы. Белый цвет является олицетворением зла, у всадника страшная гримаса, он пришел сюда для победы над человечеством, он идет прямо по головам.

Шествующий за ним всадник появился на рыжем коне. Он олицетворяет войну. Васнецов изобразил его с мощным мускулистым телом, с занесенным над головами несчастных мечом. Волосы всадника сливаются по цвету с мастью коня. Всадник, сидящий на рыжем коне одет только в повязку на бедре, раньше так выступали гладиаторы. Пламенный цвет волос, масть коня и меч, занесенный над головами, олицетворяют пролитую кровь.

Третий всадник, шествующей на вороном коне олицетворяет голод, он показан пепельно – серого цвета, с весами в руках. Фигура у этого всадника истощенная, лицо безжизненное, словно обтянутые кости. Весы – символ лживого правосудия.

Последний всадник имеющий имя смерть, бледный конь. Всадник, сидящий на нем имеет вместо головы череп и косу в руке, он какого – то неестественного бледно – зеленого цвета. Выступает символом ада.