Насколько мне известно, Крамской и Третьяков были друзьями, которые познакомились в 1869 году.
Помимо картин купленных Третьяковым для своей галереи у Крамского, а их было не мало (только портретов было заказано около 12 штук), их объединяли дружеские встречи и переписка на темы политической и культурной жизни.
По мнению историков, этот портрет был написан в 1876 году, в это время Третьяков был болен. Художник со всей любовью и уважением к своему другу, сумел изобразить его настолько трогательным, что когда мы смотрим на картину, мы, несомненно, проникаемся уравновешенностью и сдержанностью героя.
Особое внимание Крамской уделяет прорисовыванию деталей лица, рисуя правильные, изящные черты, умный взгляд и ясные темные глаза. Глядя на картину, складывается впечатление, что Третьяков хочет с нами заговорить. На мой взгляд, автору хотелось особенно выделить значимость нарисованной фигуры для нашего мира. Обозначить какой вклад был внесен Третьяковым в поддержку искусства нашего государства.
Портрет изображен в основном в темных тонах, нет ярких всплесков. Темный фон и темная одежда, по моему мнению, были нарисованы не случайно, лицо выглядит уставшим и несколько бледноватым. Сам герой портрета изображен в полной серьезности, и задумчивости. Глядя на портрет, кажется, что Третьяков смотрит нам прямо в глаза. Художнику удалось запечатлеть героя как на фотографии, уловить каждый его жест, каждый волосок на голове Третьякова. Я несомненно стала большой поклонницей портретов этого художника. В свои картины Крамской будто вдыхает жизнь, оживляет каждого своего героя, и если долго смотреть, на его картины, невольно становится жутко, от того что изображение оживает, и перед тобой стоит не фигура из истории а настоящий творец.