Нельзя себе и представить более совершенное изображение осеннего пейзажа, чем то, которое мы встречаем на картине Исаака Ильича Левитана — художника, не просто чувствующего природу, а живущего ею. Его пейзажи всегда обладают настроением, его природа — это чудесный, чарующий мир, понятный зрителю, светлый, лишённый громоздкости. В нём есть абсолютно всё, и нет ничего лишнего.
«Золотая осень» — это пейзаж, заражающий своей невероятной теплотой и помещающий зрителя в самый центр солнечного изобилия. Он несёт с собой поток положительной энергии, вместе с тем не нарушает покоя зрителей. Это своеобразный баланс между противоположными состояниями живого субъекта. Первое, что мы замечаем на этой картине, — это нескончаемый поток тёплого жёлтого цвета, хотя в картине присутствуют контрастирующие с ним холодные цвета.
Повсюду деревья, одетые в нарядную осеннюю листву, которая изображена в виде разных оттенков жёлтого, коричневого, оранжевого, красного и зелёного цветов. Мы видим траву, местами выгоревшую на солнце, но всё ещё относящую нас к воспоминаниям о не так давно ушедшем лете. Вода изображена в холодных тонах: речка спокойная, тихая, не тревожащая эту осеннюю идиллию идеально гармонирует с окружающей обстановкой. Также стоит обратить внимание на небо: прозрачное, лёгкое, где-то и вовсе белоснежное, оно изобилует больше тёплыми оттенками, чем холодными. Тени от деревьев очень лёгкие, совсем ненавязчивые, почти прозрачные находятся в гармонии с общей цветовой палитрой.
Пейзаж пропитан умиротворяющей энергией, нас захватывает атмосфера спокойствия и радости. Заметим, что осень у Левитана — это не та пора, когда природа увядает и погибает; напротив, это то самое время, когда природа успокаивается и готовится к обновлению. Наверное, объяснением этому служит собственное восприятие художником этого времени года, как начала чего-то нового или хотя бы продолжения постоянно меняющегося и обновляющегося мира, которое он и отразил на своём полотне.
Как художник-пейзажист, Исаак Ильич Левитан добился невероятного успеха — он сумел не просто изобразить природу такой, какая она есть (хотя, несомненно, и этого ему удалось достичь в полной мере), а также смог постичь её внутреннее содержание, проникнуть в её глубины. Подобно писателям-сентименталистам, художник обращал внимание не на внешние проявления, не стремился к изображению идеального, статичного, признанного эталоном; он целиком отдавал предпочтение изображению чувств, эмоций, внутренних волнений и переживаний. В природе он видел живое существо, которое не лишено всех этих абстрактных, отвлечённых сущностей. «Золотая осень» — это не просто пейзаж, это собственно портрет природы, имеющей своё настроение.