Анализ картины Юрия Непринцева Отдых после боя - Русские художники
Анализ картины Юрия Непринцева Отдых после боя

Анализ картины Юрия Непринцева Отдых после боя

Картина Непринцева «Отдых после боя» стала результатом кропотливой и долгой работы автора над характерами персонажей. Художник испытывает огромное чувство уважения к своим героям и стремится донести его до зрителя. Простое живописное решение не заслоняет собой основной идеи картины – отображение нелегких будней Великой Отечественной Войны, ее обыкновенных героев, которые в суровых и трудных условиях добывали победу для своей Родины.

Мы видим на картине не героические свершения, когда солдат бежит навстречу смерти, или жестокую схватку с фашистами, а именно бытовой момент между сражениями, в котором живописец воплотил все положительные характеристики советской личности. На полотне изображены солдаты на привале в окружении тянущихся к небу деревьев. Первый план показывает нам бойцов, ведущих оживленный разговор, лица которых расплылись в улыбке, а сидящий с правой стороны солдат просто заливается смехом. Скорее всего они нанесли удар неприятелю и заслуженно отдыхают после выполненного задания.

Скромные, молодые парни, каждодневно совершающие большие и малые героические поступки, но полностью отрицающие в этих поступках хоть каплю героичности. Всех солдат мы наблюдаем в полушубках, которым не страшны суровые русские зимы. Развеселые лица могут натолкнуть на мысль о забывчивости ребят о своем положении, но бросающиеся автоматы и танки, стоящие на заднем плане, говорят о том, что даже на отдыхе они пребывают начеку и способны отразить атаку в любой момент.

Центральное место занято балагуром, имеющим сходство с Василием Теркиным и бурно рассказывающим какую-то историю, энергично жестикулируя руками. Наличие у героя красного кисета предполагает то, что это может быть подарком его любимой девушки, ведь именно такие предметы часто отправляли жены своим мужьям с целью признания преданности и любви.

Не взирая на то, что полотно изображает чудовищные моменты в истории, использование преимущественно светлых тонов и белого цвета настраивает на позитив, радость и веселье. Момент отдыха на картине сравним с лучиком солнца в черном и страшном хаосе сражений, который позволит русским бойцам с новыми силами ринуться в бой. Полотно предстает как напоминание всем нам о Победе над фашистскими захватчиками простыми людьми, свойственным и счастье, и мужество, и страх.

Непринцев хотел изобразить бойцов Советской Армии не в момент каких-то героических свершений, а во время бытового момента между боями. В персонажах картины ему хотелось воплотить все лучшие качества советского человека, при этом не скатываясь в фальшь и помпезность.

Зритель видит группу солдат Советской Армии на привале, собравшихся вокруг одного из товарищей, который веселит их хорошей шуткой. Центром картины является впечатливший художника литературный персонаж Василий Тёркин. Это находчивый и мужественный солдат, никогда не унывающий и поддерживающий своих товарищей в бою и на привале.

Непринцев долго работал над его образом, прорабатывая его позу, жесты и взгляд. Он также досконально проработал фигуры остальных солдат, вплоть до мельчайших подробностей, чтобы добиться максимальной реалистичности образов. Для этого Непринцев использовал весь свой опыт на фронте, записки своих товарищей, делал множество набросков с бойцов Советской Армии, изучал их жесты, манеру говорить, старался вжиться в образ каждого из персонажей картины. Он хотел придать каждому из персонажей картины присущую только ему индивидуальность.

Художник намеренно не использует игру света и тени, дабы не привнести в свое произведение ненужную театральность. Его героев освещает свет мягкого весеннего солнца. Окружающий их пейзаж – это лес ранней весной.