Один из прекрасных натюрмортов этого необычного, широко мыслящего художника. Картина относится к циклу «Вещи людей» и изображает отполированный стол перед окном, на котором одиноко стоит высокий черный телефон. Трубка телефона снята и лежит рядом с ним. И телефон, и трубку опоясывает змеевидный извитой черный шнур. На заднем фоне изображено окно, за которым серая, беспроглядная сырость, идет дождь. Струи воды стекают по стеклу, делая изображение в окне неузнаваемым, размытым.
Все внимание в картине приковано к телефону. Он олицетворяет собой ожидание. Ожидание.… Но чего? Быть может, это важный разговор, в ходе которого решается чья-то судьба? Или это была ссора двух влюбленных сердец, после которой трубка была со злостью брошена, чтобы хоть как-то выместить свою внутреннюю обиду и горечь? А возможно, наоборот, состоялся разговор, из которого кто-то узнал настолько приятные известия, что от радости бросил трубку, забыв положить ее на место. Вариантов множество, автор картины создал настолько многогранный сюжет, что каждый человек, смотрящий на натюрморт, может принять этот сюжет на свой счет и узнать в нем свою ситуацию.
На картине Юрия Пименова Ожидание изображен обычный полированный стол, который мог встретиться в любой небогато обставленной квартире того времени, на нем установлен черный стационарный телефон. На заднем плане виден серый хмурый пейзаж с нависающими тучами и дождевыми каплями на окне, а вдалеке возвышаются теряющиеся в тумане контуры новостроек.
Вся картина выполнена в тусклых серо-голубых тонах, и только в центр стола падает золотистый свет от лампы. Обстановка скромная, если не сказать спартанская.
Загадка этой картины заключается в противоречии между ее названием и положением трубки телефона. Первая ассоциация с печальным дождливым вечером за окном и одиноко стоящим телефоном лежит на поверхности – невидимый лирический герой картины ждет звонка. Но при такой позиции трубки, когда она снята с рычага, звонок пройти не мог: в этом случае подавался сигнал «занято», и так делали в том случае, если не желали, чтобы кто-то дозвонился.
Разговор также не мог происходить, когда трубка лежит на столе, потому что громкой связи не было. Также существовало выражение «бросить трубку» – нажать на рычаг, завершив разговор, и положить трубку именно в таком положении, чтобы неприятная беседа не возобновилась.
Поэтому можно предположить, что ожидание, изображенное на картине, совсем не лирического толка. Возможно, перед зрителем развернулся итог ссоры, произошедшей в результате напряженного разговора, и ожидание касается предположений, как же в будущем поведет себя оппонент.
Однако серые и черно-белые тона картины все-таки заставляют немного грустить. Еще и дождь дополняет общую тоскливость изображения. Он кажется совсем нескончаемым, ведь за окном даже намека на прояснение неба не предвидится. От этого одиноко лежащая трубка телефона наводит мысли о чем-то тяжелом, тоскливом и грустном.
Художник очень четко прорисовал все блики, отражающиеся в поверхности полированного стола. Эта блестящая, будто мокрая крышка стола очень гармонично сочетается с мокрым пейзажем за окном, создавая общую и целостную картину. Нужно сказать, что натюрморт получился таким, по которому можно написать не одно сочинение и эссе. Потому что каждый будет видеть в нем свое понимание происходящего.